• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Стыдитесь Аллаха должным образом". Что это значит?

Время чтения: 3 мин
12498

 

В связи с этим аятом, мы рассмотрим человеческое чувство стыдливости. Стыд – это чувство, присущее человеку с рождения и отдаляющее его от остальных живых существ. Это чувство имеет очень глубокие корни и проявилось еще тогда, когда первый человек и его жена ослушались повеления великого Творца и столкнулись с первыми трудностями. Вот как в Коране описана эта сцена, составляющая отрезок жизни праотца всего человечества:

«Они оба (Адам и Ева) поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (Та-ха, 20:121).

В этом аяте содержится намек на присущее человеку чувство стыда. С того самого дня во всех, даже самых примитивных обществах из-за чувства стыда люди избегают совершать некоторые поступки по отношению к Аллаху или к другим членам общества. С этой стороны стыдливость является общей ценностью человечества. В приведенном в начале темы аяте есть выражение “Либасу’т-таква” (одеяние богобоязненности). Все муфассиры комментируют данное выражение, как чувство стыдливости, присущее человеку с рождения, которое является украшением его духа и защитником его нравственности.

Наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) обратил внимание на важную взаимосвязь между стыдом и иманом и охарактеризовал стыдливость, как одну из ответвлений имана:

«Иман состоит из более семидесяти ответвлений. Самая высшая степень – это утверждение “Ля иляха иллаллах”, а самая низшая степень – убрать с дороги предметы, которые мешают проходящим. Стыдливость есть одно из ответвлений имана» (Муслим, “Книга имана”, 58). Опираясь на данный хадис, нельзя с точностью утверждать, что бесстыжий человек является неверующим.  В комментариях к хадисам, содержащим подобные выражения, говорится лишь о незрелости веры подобных людей.

Человек находится в состоянии борьбы между благоразумием, верой и стыдливостью с одной стороны и отрицательными внушениями нафса и шайтана с другой стороны. Человек, который крепко верит в Аллаха и не потерял чувства стыда, будет стремиться к добру и красоте и будет держаться подальше от всего дурного и харама. И напротив, человек со слабым иманом, с порванным защитным экраном стыдливости, капитулировавший перед натиском нафса и шайтана, сможет с легкостью совершать злодеяния. Некоторые из таких бесстыдников не стесняются ни Аллаха, ни людей. Про них святой Пророк (мире му и благословение Всевышнего!) сказал: «Если нет стыда, делай что хочешь» (Бухари, “Книга приличий”, 78). Он указал направление деятельности человека в хадисе: «Если от какого-либо дела или действия не будешь стыдиться Аллаха или людей, тогда принимай решение исполнить его». Таким образом, прежде чем что-либо совершить, человек должен сначала проверить его соответствие своим убеждениям и общественным ценностям.

Существующие связи между стыдом и иманом, стыдливостью и деятельностью объединяются в точке необходимости стыда перед Аллахом. Можно сказать, что основу чувства стыдливости составляет стыд перед Аллахом, который проявляется в виде опасения противоречить повелениям Аллаха, нарушать Его запреты. Чувство стыда перед Аллахом спасло Йусуфа (а.с.) от совершения прелюбодеяния и несправедливости.

Однажды наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) произнес: «Стыдитесь Аллаха должным образом». У него спросили: «О посланник Аллаха! Как нам должно стыдиться Аллаха?» В ответ на это Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сообщил, что должным образом стыдится Аллаха тот, кто защищает от греха свою голову и свой живот, не поддается соблазнам мирской жизни, не забывает о смерти и исчезновении после истления (Тирмизи, “Киямат”, 24).

Подводя итог, скажем, что чувство стыда ни в коем случае не является человеческой слабостью, наоборот, это показатель добродетели. Это чувство играет роль пробного камня в придании нужного направления действиям человека и выявлении всего человечного в  нем. Именно чувство стыда удерживает мусульман в разных точках планеты протягивать свои ноги в сторону Мекки, которая находится в тысячах километров от них, или портить тахарат, или вести себя неподобающим образом в мечетях и во время чтения Корана.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle