• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Совместимы ли аскетизм и любовь к мирской жизни?

Время чтения: 3 мин
1091

Противоположность любви к мирской жизни — аскетизм

Аскетизм — неприязнь к мирской жизни и холодное отношение к ней в сердце.

Противоположностью алчности является довольство имеющимся. То есть довольство малым из мирских благ, без стремления к большему.

В одном из хадисов, переданных от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:

أَلزُّهْدُ فِي الدُّنْيَا يُرِيحُ الْقَلْبَ وَ الْجَسَدَ

«Аскетизм в мирской жизни дает спокойствие душе и телу» (Таберани, Муджамуль-Авсат, 6/177 (№ 6115).

Даххак (радыйаллаху анху) рассказывал: «Однажды к посланнику Аллаха ﷺ пришел один человек и спросил: «О, посланник Аллаха! Кто из людей является наибольшим аскетом?».

Посланник Аллаха ﷺ ответил:

مَنْ لَمْ يَنْسَ الْقَبْرَ وَ الْبِلَي وَ تَرَكَ زِينَةَ الدُّنْيَا وَ آثَرَ مَا يَبْقَي عَلَي مَا يَفْنَي وَ لَمْ يَعُدَّ غَدًا مِنْ أَيَّامِهِ وَ عَدَّ نَفْسَهُ مِنَ الْمَوْتَي

«Тот, кто не забывает о могиле и разложении тела, отказывается от украшений мирской жизни, предпочитает вечное тленному, не ждет завтра и считает себя уже умершим» (Ибн Абу Шейба, аль-Мусаннаф, № 35459; Аджлуни, Кашфуль-Хафа, № 326).

В хадисе, переданном от Умара (радыйаллаху анху) говорится:

لَيْسَ الْغِنَي عَنْ كَثْرَةِ الْعَرَضِ وَ لَكِنَّ الْغِنَي غِنَي النَّفْسِ

«Богатство — это необладание большим количеством имущества. Истинное богатство — это богатство души» (Бухари, Рикак, 15; Муслим, Закят, 40).

Что значит слово «суфий»?

В хадисе, переданном от Амра ибн Аса (радыйаллаху анху) говорится:

قَدْ أَفْلَحَ مَنْ أَسْلَمَ وَ رُزِقَ كفَافًا وَ قَنَّعَهُ اللَّهُ بِمَا آتَاهُ

«Достиг успеха тот, кто став мусульманином, довольствовался теми благами, которыми в достаточном количестве наделил его Аллах» (Муслим, Закят, 43).

В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

أَللَّهُمَّ اجْعَلْ قُوتَ آلِ مُحَمَّدٍ كَفَافًا

«О, Аллах! Даруй семье Мухаммада достаточное пропитание» (Муслим, Закят, 43).

Абу Зарр (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:

لَيْسَتِ الزَّهَادَةُ فِي الدُّنْيَا بِتَحْرِيمِ الْحَلَالِ وَ لَا اِضَاعَةِ الْمَالِ وَ لَكِنَّ الزُّهْدَ أَنْ تَكُونَ بِمَا فِي يَدِ اللَّهِ تَعَالَى أَوْثَقُ مِنْكَ بِمَا فِي يَدِكَ وَ أَنْ تَكُونَ فِي ثَوَابِ الْمُصِيبَةِ اِذَا أُصِبْتَ بِهَا أَرْغَبَ مِنْكَ فِيهَا لَوْ أَنَّهَا بَقِيَتْ لَكَ

«Аскетизм состоит не в том, чтобы запрещать то, что дозволено и лишиться имущества. Настоящий аскетизм (зюхд) когда человек больше надеется на то, что в руках Аллаха, чем на то, что есть у него самого. И когда человек желает получить вознаграждение за постигшее его бедствие больше, чем того, чтобы бедствие не коснулось его вообще» (Тирмизи, Зюхд, 29).

Как соблюдать равновесие между аскетизмом и богобоязненностью?

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle