• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Снимает ли предопределение ответственность за грехи?

Время чтения: 4 мин
11550

Вера в предопределение является одной из великих основ исламского вероучения. Вера в Аллаха Всевышнего требует и веры в предопределение. Человек, который верит в существование и единство Аллаха Всевышнего, и в то, что только Он управляет вселенной, не может не верить в предопределение. Существует ли что-то, что было предопределено Аллахом Всевышним, но не возникло? И существует ли что-то, что возникло бы вопреки желанию Аллаха Всевышнего?

По этой причине мы верим в предопределение Аллаха. И мы довольны этим предопределением и его воплощением. Это – возложенный на нас долг веры. Однако существуют некоторые вещи, являющиеся результатом нашей воли и наших действий, и которые, как и все созданы Аллахом, но которыми мы не можем быть довольными, поскольку они противоречат довольству Аллаха Всевышнего. Это называется «Макди».

Например, человек хочет совершить какой-то грех, прикладывая к этому свои силы и используя для этого свою волю. Если Аллах захочет, то может создать этот грех для этого человека. Но поскольку этот грех противоречит довольству Аллаха Всевышнего, то мы не можем быть довольны этим. Поэтому было сказано: «довольство предопределением (када) не требует довольства макди». 

Известно, что помимо Аллаха Всевышнего нет иного Творца. Все, что происходит во вселенной, происходит по знанию и воле Аллаха Всевышнего, и создано Им. Исходя из этого, извечная воля Аллаха Всевышнего касающаяся возникновения чего-либо в определенной форме и в определенном виде, именуется «Кадер». А исполнение этого, при наступлении соответствующего времени, называется «Када».

Предопределение не является препятствием и не противоречит волеизъявлению человека, и несению им ответственности за то, что он приобретает, используя свою волю и силы.

Аллах Всевышний даровал человеку волю и могущество. Человек использует свою волю и силу, и это называется «кесб». Если Аллах Всевышний пожелает, то может создать то, что человек желает. Это – када. И поскольку человек приобретает то или иное действие, используя свою частичную волю, то он должен нести за это ответственность. Он не сможет избежать ответственности, говоря: «Что я могу поделать, таково предопределение».

В то же самое время человек, совершая то, или иное действие не знает о том, каково предопределение, он действует в соответствии с собственным решением и желанием. Отныне у него нет права снять с себя ответственность за то, или иное действие, опираясь на неведомое ему предопределение.

Убеждение в том, что человек лишен какой-бы то ни было силы и воли, представляет собой убеждение Джабритов, и является ошибочным.[1]

Часть наших дел, зависит от нашей воли. Например, бывает так, что наши руки трясутся от лихорадки, а бывает так, что мы сами трясем руками. Разве между этими двумя моментами нет никакой разницы? Конечно же, есть. В первом случае руки тряслись непроизвольно, а во втором случае мы сознательно делаем это, то есть используем нашу волю.

Очень часто Джабриты сами же и противоречат своим убеждениям. Например, если кто-то даст одному из них пощечину, то тот сразу же разозлится и захочет ответить. Тогда как по их убеждению, ударивший человек ни в чем не виноват. Его действия предопределены и он не может не сделать этого, и поэтому не несет никакой ответственности. Так же, по мнению Джабритов, за совершенные благодеяния человек не должен ждать вознаграждения от Аллаха. Так как эти действия результат предопределения, и они созданы Аллахом Всевышним. Раз за плохие поступки человек не несет никакой ответственности, то, какое право он имеет ждать вознаграждение за совершенные благодеяния?

С другой стороны, вера в то, что человек только сам и только по своей воле совершает все свои действия, является убеждением Кадаритов, которое так же является ошибочным. Так как в соответствии с этим мнением человек считается создателем своих действий, приписывая себе атрибут, присущий Аллаху Всевышнему.

Говоря коротко, человек используя свою волю, совершает либо хорошие поступки, либо плохие. Аллах Всевышний – Творец, и Он создает их. Этот мир, является местом испытания. Аллах Всевышний в соответствии с мудростью наделил человека волей, а так же силами и способностями. И поэтому человек несет ответственность за свои действия. Если человек использует эту силу, являющуюся даром Щедрого Господа, во благо, то он обретет благо, если же человек использует эту силу во зло, то зло станет ему воздаянием за это.

Поэтому обязан стремиться к хорошему исполнению всех дел касающихся как его мирской жизни, так и жизни вечной, чтобы обрести спасение и светлое будущее. Тогда как отказ от этого усердия со словами «произойдет лишь то, что предопределено», является запрещенным. В Исламе нет места лени и никчемности.

وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى

«Человек получит только то, к чему он стремился» (ан-Наджм 53/39). 

[1] - В вопросе предопределения существую два заблудших мазхаба, противоположных друг другу. Одним из них является мазхаб Джабрийа признающий предопределение, и, по мнению которого человек подобно листу гонимому ветром, лишен какого бы то ни было выбора, и вынужден совершать те поступки, которые ему предопределены. Другим мазхабом, является мазхаб Кадариййа, которые не признают предопределения, считая, что человек абсолютно свободен и сам является творцом своих действий.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Социальные комментарии Cackle