Слова этих сподвижников заняли место в коранических аятах
Всевышний Аллах избрал Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве последнего посланника и милости для миров, а его сподвижников – его верными помощниками и лучшими представителями Уммы.
Некоторые сподвижники отличались от других своей мудростью и способностью отличать истину ото лжи. В особенности, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), о котором Пророк (мир ему) говорил: «Всевышний вложил истину в слова и сердце Умара». Сын Умара, Абдуллах, говорил о своем отце: «Когда среди сподвижников возникали разногласия по какому-либо вопросу, Аллах ниспосылал аяты, которые обычно подтверждали мнение Умара».
Есть целая глава в науке «Улюм аль-Куран», которая называется «Выражения сподвижников, занявшие место в Коране». В этой главе ученые собирают те случаи, когда сподвижники высказывались определенным образом по тому или иному вопросу, после чего Аллах ниспосылал их же слова в качестве Откровения.
Больше всего это касается Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Есть даже ученые, которые собрали выражения Умара, ниспосланные в Откровении, в отдельные книги.
15 фактов из жизни Умара ибн аль-Хаттаба
Относительно мудрости и прозорливости Умара, Ибн Мардавейх привел сообщение от Муджахида (да помилует их Аллах), который сказал: «Иногда Аллах ниспосылал Откровение, подтверждавшее мнение Умара в том или ином вопросе».
В сборнике имама аль-Бухари приводится сообщение, в котором Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Три раза мои мнения совпали с тем, что ниспослал Всевышний Аллах. Однажды я сказал Пророку: «Может нам избрать макам Ибрахима местом для моления?», после чего Всевышний ниспослал: «Вот Мы сделали Дом (Каабу) пристанищем для людей и безопасным местом. Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления» («аль-Бакара», 125).
Затем однажды я предложил Пророку: «О, посланник Аллаха! К твоим женам могут приходить как благочестивые люди, так и нечестивцы. Повелел бы ты им носить хиджаб». Вскоре Аллах ниспослал: «О, Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный» («аль-Ахзаб», 59). Также, когда некоторые жены разгневали Пророка, я зашел к ним и сказал: «Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас».
После этого Аллах ниспослал:
«Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами» («ат-Тахрим», 5)».
Мы видим, что некоторые слова Умара были ниспосланы в точности без изменения в Коране. Некоторые же аяты были ниспосланы в качестве подтверждения мнения этого сподвижника. В хадисе Умар ибн аль-Хаттаб рассказывает о трех случаях, однако это не все случаи – их было куда больше. Например, случай с пленниками Бадра.
После победы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) над мекканскими многобожниками, сподвижники начали спорить о том, как им обойтись с пленниками. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) предлагал Пророку отпустить пленников за выкуп, ведь они были их родственниками и знакомыми. Также Абу Бакр аргументировал свое мнение тем, что средства, вырученные с освобождением пленных, могли бы стать для мусульман сильной поддержкой. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил Умара о его мнение по этому вопросу, сподвижник высказался о том, что наиболее верным решением будет казнить всех пленников.
В итоге Пророк склонился к мнению Абу Бакра и отпустил пленных за выкуп, после чего Всевышний Аллах ниспослал: «Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли» («аль-Анфаль», 68).
Также передается в сборнике Ибн Абу Хатима, что после того, как был ниспослан аят: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины» («аль-Муминун», 12), Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» После этого Аллах ниспослал: «Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» («аль-Муминун», 14).
По этим причинам Умар и был назван «Фаруком», то есть, «человеком, отличающим истину ото лжи». Однако не только Умар проявлял невероятные способности угадывать истину, некоторые другие сподвижники также говорили мудрые слова, которые затем ниспосылались в качестве Откровения.
Сунейд (да помилует его Аллах) в своем тафсире передал, что когда Са'д ибн Му'аз (да будет доволен им Аллах) услышал, как люди обвиняют Аишу в том, что она изменила Пророку (мир ему), он воскликнул: «Пречист Ты! А это - великая клевета!» Через некоторое время Аллах ниспослал аяты, в которых сообщил о непричастности Аиши к тому, в чем ее обвиняли. В одном аяте было сказано: «Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это - великая клевета?» («ан-Нур», 16).
Ибн Са'д в книге «ат-Табакат» сообщил, что в битве при Ухуде Мус'аб ибн Умейр (да будет доволен им Аллах) нес знамя мусульман и восклицал: «Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?» Ему сначала оторвали правую руку, затем левую руку. Однако он не бросил знамя, а прижал его своей головой к груди и продолжал восклицать: «Мухаммад является всего лишь Посланником!» Затем он пал мучеником, а Аллах через некоторое время ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» («Алю Имран», 144).
«Аль-Иткан фи улюм аль-Куран», Джалалуддин ас-Суюти