• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Самое великое в исламе, что следует за единобожием

Время чтения: 4 мин
7363

«Когда у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), спросили, какие рабы любимы Аллахом, он ответил: «Те, которые обладают высокой нравственностью». Этот человек ещё раз спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), а какой верующий самый умный?», Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «самый умный тот, кто много размышляет о смерти и готовится к ней» (хадис передал Ибн Маджа).

Как обрести довольство Всевышнего? Нужно обладать благим нравом, избавиться от вредных привычек и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки. Мало читать намаз, держать уразу, выплачивать закят, соблюдая все предписания Ислама. О том, как нужно работать над собой, как выстраивать общение с представителями иных культур и религий, каковы правила взаимоотношений в семье – об этом с участниками мусульманского дискуссионного клуба беседовал Закария хазрат Тимганов.

- Всевышний Аллах в Коране о качествах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) ничего не говорил, кроме как об адабе: «О Мухаммад, поистине ты обладатель высокой нравственности. Твой нрав высокий, твой нрав прекрасен». Одно это нас уже заставляет задуматься о важности ахляка. Если убрать из нашей религии ахляк и адаб, то что тогда останется? Это самое великое, что следует за таухидом. Всё, что делает мусульманин: сама вера, все предписания Ислама –  призвано сделать нас лучше.

Так что же такое ахляк? Это привычки человека, которые проявляются в наших действиях и отношениях с окружающими и бывают полезными и вредными. Чтобы достичь довольства Всевышнего нужно отдаляться от вредных привычек и постепенно, раз за разом становиться лучше.

- Одна из целей Ислама – воспитать высоко нравственных людей. Вспомните слова нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «Я ниспослан к вам для совершенствования нравов». В сборнике Ат-Тирмизи мы можем найти следующий хадис: «Самый любимый мной и самый приближенный ко мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью».

По словам Закарии хазрата, нельзя разводить такие понятия как религиозность и нравственность. Как может человек говорить о том, что в душе, внутри он чист и скромен, не подкрепляя это внешними проявлениями? Ведь человек исправляется, соблюдая предписания своей религии. Причём с течением времени ахляк каждого может стать лучше. Главное в этом деле – проявлять красивое терпение. Будь то общение между мужем и женой, воспитание детей или призыв к Исламу родных и близких.

- Вспомните нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего): несмотря на то, что рядом с ним были нехорошие люди, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) не перенял от них ни единой плохой черты. Наоборот, он повёл этих людей за собой, наставил их на верный путь. Как говорится, «человек находится в религии своего друга». Поэтому мы должны окружать себя высоконравственными, воспитанными внешне и внутренне людьми. А людей заблудших мы должны пытаться исправить, заложить в них зачатки нравственности, показать красоту Ислама.

Говоря о благородных нравах сподвижниках Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), хазрат привёл в пример историю одного шейха, который приехал издалека давать студентам урок. Вот время лекции истекло, но один из дотошных учеников поспешил за шейхом, остановив машину, в которой он ехал. Дверь открывается, происходит беседа между учеником и учителем, разговор заканчивается, дверь закрывается. Не успела машина отъехать, как ученик вновь останавливает шейха, но на этот раз беседа проходит через опущенное стекло дверцы. Вот последние слова сказаны, шейх уезжает. Преодолев определённое расстояние, автомобиль останавливается, открывается дверь. Оказывается, при первой беседе ученик дверью прищемил шейху палец, который начал кровоточить. Всё это время шейх ни словом, ни эмоциями не выдал своего неудобства. Вот пример праведного, благородного нрава.

Сам же Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) – это человек, который обладал благодаря милости Создателя в высшей степени достойным нравом и лучшими человеческими качествами. Когда у Айши (да будет доволен ей Аллах) спросили о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Всевышнего), она ответила: «Его нрав – это Коран».

- В Благородном Коране в суре «Аль-Азхаб» мы можем прочитать следующий аят: «Для вас в Посланнике Аллаха – образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаха и на блага Судного дня и поминает Аллаха часто». К такому нраву должен стремиться каждый из нас. Для этого нужно получать знания. Ведь если должным образом веровать во Всевышнего и относиться серьёзно к Его повелениям, то никаких проблем между внутренним и внешним адабом не будет. Мы с вами знаем, что нашему Создателю ведомо каждое деяние, которое в Судный день предстанет перед нами.

«Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его (в свитке своих деяний, и Аллах воздаст ему за него). Кто совершил зла на вес пылинки, (тот также) увидит его, (и ему воздастся за него)» (сура «Аз-Зальзаля», аяты 7-8).

- Помня об этих словах, мусульманин старается не совершать греховного и побуждает людей к добру. Человек же неверующий или тот, чья вера слаба, не чувствует ответственности перед Творцом и совершает разного рода неблаговидные, греховные поступки. Исполнение пятикратного намаза приучает нас постоянно помнить о Всевышнем Аллахе, пост увеличивает в душах милосердие, уберегает руки от харама, а язык от лжи, закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. Все это приносит пользу обществу. Важно помнить: если у человека иман находится на должном уровне, то его внутренние отношения с Создателем и внешнее проявления должны будут стремиться к одинаковому положению.

«Самым тяжелым [и весомым в качестве аргумента в пользу человека] на чаше благодеяний [в Судный День] будут [проявленные им в земной обители] высокие нравы (совершённые им благородные поступки) [а это и доброе выражение лица, и этика, и благородство, и воспитанность во взаимоотношениях с другими людьми]».

Ильмира Гафиятуллина, Казань

 

Социальные комментарии Cackle