Рустам Нургалеев о современной моде, стиле жизни и минимальных правах женщин
Какую одежду муж обязан покупать своей жене? Может ли супруга требовать одежду люксовых брендов? Какой домашней утварью муж обязан обеспечить свою вторую половинку? Может ли жена просить мужа жить отдельно от родителей?
Ответы на эти вопросы в рамках курсов повышения квалификации по современным вопросам богословия дал Рустам хазрат Нургалеев, секретарь Совета улемов ДУМ РТ, старший преподаватель кафедры религиозных дисциплин Казанского Исламского университета.
«Мы знаем, что вся современная индустрия моды в первую очередь строится вокруг желания женщины выглядеть достойно, красиво, современно и разнообразно. Всё это формирует из нас общество потребления. Это не должно проникать в сердце мусульманина, охватывать его или идти вразрез с религиозными постулатами. Но не стоит и в другую крайность уходить и становиться аскетами», – уверен Рустам хазрат.
Что же говорит об этом классическое исламское богословие?
Учёные чётко определили минимум, который в отношении одежды женщина имеет право требовать с мужа.
«К примеру, в некоторых странах муж дважды в год обеспечивает свою жену одеждой. С чем это связано? С тем, что во многих тёплых странах существует два так называемых времени года. Если мы перенесёмся в российские условия, то обнаружим, что одежда бывает четырёх сезонов. Ко всем прочему не всегда межсезонная одежда подходит к другому сезону. Помимо температурных показателей есть ещё и осадки, которые выпадают по-разному. Одежда же должна подходить под сезон погоды. Нет ничего плохого в том, если жена будет требовать у мужа, чтобы её одежда или обувь подходила под конкретный сезон», – пояснил лектор.
Вопрос здесь заключается в другом: насколько качественно, ценно и дорого будет обходиться эта одежда. Есть также момент, касающийся износа одежды, потери её товарного вида, появления потертостей и дырок. К примеру, когда обувь отслужила свой срок, женщина имеет право требовать от мужа покупки новой. Однако если одежда и обувь в надлежащем состоянии и соответствуют сезону, но вышли из моды, то это не является шариатским основанием для требования новой. Но если муж хочет и может приобрести для жены новую одежду, то может это сделать. Здесь всё на его усмотрение.
«Также стоит обращать внимание на то, как женщина была обеспечена в семье отца, и какие финансовые возможности у её мужа. Супруг должен предоставлять нечто среднее», – добавил Рустам хазрат.
Что же входит в понятие одежды?
Богословы относят сюда всё то, что нужно женщине для нормальной жизни дома, – мебель, домашняя утварь, ковёр, постельное бельё, стол и прочее. Но если муж хочет порадовать жену чем-то ещё, то это не считается харамом или исрафом.
«Камнем преткновения молодых семей является определение места жительства. В исламском праве чётко прописано, что муж должен обеспечить жену местом жительства, исходя из определённых критериев. Если брал девушку из дворца, то ты не можешь ограничивать её избушкой. Конечно, речь не идёт о дворце, но нечто среднее. Жена имеет полное право на обеспечение минимальных нужд в месте проживания (к примеру, место для сна, для приготовления пищи, для справления физиологических нужд и то, что всё это вместе соединяет). Женщина должна чувствовать на этой территории независимость и безопасность», – подытожил Нургалеев.
Все фото: shutterstock.com
Автор: Ильмира Гафиятуллина