«Рубашка стыдливости», или почему злословие хуже прелюбодеяния?
Фото: Lightspring/ shutterstock.com
Начало: Что делать, чтобы ваши слова не превратились в злословие
В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) говорится:
مَنْ أَلْقَي جِلْبَابَ الْحَيَاءِ فَلَا غِيبَةَ لَهُ
«Для того, кто сбросит с себя рубашку стыдливости, не будет злословия» (Байхаки, Сунануль-Кубра, 10/210 (№ 20704); Али аль-Муттаки, Канзул-Уммал, № 8072).
В хадисе, переданном от Бахза ибн Хакема говорится:
أَتَرْعَوْنَ ذِكْرِ الْفَاجِرِ مَتَي يَعْرِفُهُ النَّاسُ أُذْكُرُوهُ بِمَا فِيهِ وَ يَحْذَرَهُ النَّاسُ
«Неужели вы стесняетесь говорить о нечестивце (о тех, кто совершает грехи)? Как же тогда люди узнают его? Рассказывайте о его грехах и недостатках, чтобы люди могли уберечься от него» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 19/418 (№ 1010); Байхаки, Шуабуль-Иман, № 9666).
Имам Газали придерживался более строгого мнения в том, что касается злословия, считая, что для того, чтобы сказанные слова стали считаться злословием необязательно произносить их в оскорбительной форме. То есть любое упоминание недостатков другого человека высказанные даже в мягкой форме, считаются злословием.
Злословие бывает трех видов:
1) Если человек совершив злословие, говорит после этого: «Я не занимаюсь злословием, я лишь говорю то, что есть».
Подобные слова являются неверием. Об этом упоминает Абуль- Лейс ас-Самарканди (рахимахуллах) в своей книге «Танбихуль-Гафилин». Так как в данном случае человек считает халялем то, что является харамом.
2) Когда твое злословие, то есть сказанные тобой слова, становятся известны тому человеку, о котором ты злословил.
Это является грехом, и для того, чтобы твое покаяние было принято, необходимо попросить прощения у того человека о котором ты злословил. Так как тем самым ты нанес обиду этому человеку.
Фото: T.Photo/ shutterstock.com
В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
أَلْغِيْبَةُ أَشَدُّ مِنَ الزِّنَا
«Злословие хуже прелюбодеяния». Сахабы сказали: «Как же так?». Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلرَّجُلُ يَزْنِي ثُمَّ يَتُوبُ فَيَتُوبُ اللَّهُ عَلَيْهِ وَ اِنَّ صَاحِبَ الْغِيبَةِ لَا يُغْفَرُ حَتَّي يَغْفِرَ لَهُ صَاحِبُهُ
«Человек совершает прелюбодеяние, затем кается и Аллах Всевышний принимает его покаяние. Тогда как тот, кто совершил злословие, не будет прощен до тех пор, пока его не простит тот человек, о котором он злословил» (Таберани, Муджамуль-Авсат, 6/348 (№ 6586); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/173 (№ 13128).
3) Когда злословие не доходит до того человека, в чей адрес оно было сделано.
В этом случае человеку достаточно будет принести покаяние и просить у Аллаха Всевышнего прощения для себя и для того человека в адрес которого было высказано злословие. В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) говорится:
كَفَّارَةُ مَنِ اغْتَبْتَهُ أَنْ تَسْتَغْفِرَ لَهُ
«Искуплением за совершенное злословие является истигфар для того, против кого оно было направлено» (Аджлуни, Кашфуль-Хафа, № 1930).
Это разъяснение является наиболее достоверным мнением, которого придерживался Абуль-Лейс ас-Самарканди (рахимахуллах).
По мнению некоторых, просить прощения у того, в чей адрес было высказано злословие, является обязательным условием в любом случае. Тогда как по мнению других, в этом нет необходимости, достаточно принести покаяние и просить о прощении у Аллаха. Знай, что если в твоем присутствии кто-то станет злословить о твоем брате или клеветать на него, твоей обязанностью является защитить своего брата и помочь ему.
Фото: altanaka/ shutterstock.com
В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) говорится:
مَنْ نَصَرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ بِالْغَيْبِ نَصَرَهُ اللَّهَ تَعَالَى فِي الدُّنْيَا وَ الْآخِرَةِ
«Тому, кто поможет своему брату в его отсутствие, Аллах Всевышний окажет помощь как в этой жизни, так и в ахирате» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 18/154 (№ 337); Байхаки, Шуабуль-Иман, № 7638; Суюти, Джамиус-Сагыр, № 9062).
В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَنْ اُغْتِيبَ عِنْدَهُ أَخُوهُ الْمُسْلِمُ فَلَمْ يَنْصُرْهُ وَ هُوَ يَسْتَطِيعُ نَصْرَهُ أَدْرَكَهُ اِثْمُهُ فِي الدُّنْيَا وَ الْآخِرَةِ
«Того, в чьем присутствии станут злословить о его брате, и он не окажет ему помощи имея для этого силы, его грех настигнет и в мирской жизни и в ахирате» (Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 7216; Суюти, Джамиус-Сагыр, № 8489).
Так же передается от Анаса (радыйаллаху анху):
مَنْ حَمَي عِرْضَ أَخِيهِ فِي الدُّنْيَا بَعَثَ اللَّهُ مَلَكًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَحْمِيهِ مِنَ النَّارِ
«Для того, кто в мирской жизни защитит честь своего брата мусульманина, в Судный день Аллах Всевышний отправит одного ангела, который защитит его от огня Ада».
Абу Дарда (радыйаллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Судный день Аллах Всевышний избавит от наказания того, кто в мирской жизни защищал честь и достоинство своего брата мусульманина» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 24/176 (№ 443); Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/179 (№ 13150), а затем он прочел следующий аят:
وَكَانَ حَقًّا عَلَيْنَا نَصْرُ الْمُؤْمِنِينَ
«...и взяли на себя помощь верующим» (ар-Рум 30/47).
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»