Ринат Патеев: «Исламское образование и просвещение во многом потеряло монополию»
Начало: От суфийского просвещения до виртуального медресе: трансформации и вызовы исламским знаниям
Уже конец восьмидесятых и начало девяностых ХХ века ознаменовался революцией в сфере коммуникационного пространства.
Исламское возрождение в России происходило не только на фоне политических процессов связанных с Иранской революцией, с войной в Афганистане, распространением ваххабизма и др, а также в контексте коммуникационных изменений пространства социального взаимодействия.
Малогабаритные станки пришли на смену крупногабаритным типографиям (вроде известных XEROX и технология фотопечати). Параллельно развивалась образцы компьютерной техники и печати. Вспомним Валиуллу хазрата Якупова с книгами самиздатовского характера, которые печатались и распространялись среди исламских активистов издательством «Иман». Несмотря на кустарный характер, именно эти брошюры и книги стали новыми проводниками в передаче религиозных знаний среди мусульманских активистов начала 1990-х годов.
Сегодня подобные изменения и трансформации не только не остановились, но и проявляют новую динамику, которая воплощается в виртуализации. На смену печатного текста приходит электронный текст, который представлен в интернете, отражается в смартфонах, компьютерах и т.д. Исламское образование и просвещение во многом потеряло монополию, которая была раньше у традиционных религиозных институтов.
Мусульманскому образованию приходится конкурировать со светским институтами. Однако даже эти ставшие «традиционными» институты образования – светские школы, колледжи и вузы также утрачивают доминирующую роль в сфере социализации, воспитании и просвещение.
Сегодня смартфон оказывает иногда больше воспитательных функций на молодёжь, чем родители, а тем более бабушки и дедушки или детские сады и школы.
Муфтий РТ: «Идеи и решения, выдвинутые исламскими богословами в прошлом, актуальны и сегодня»
Виртуальное медресе сегодня уже не фантастика, а реальность.
С одной стороны мы видим множество возможностей – нет границ для знаний, общее ускорение динамики, коммуникационных возможностей, но и другие последствия. Это подрыв авторитета хранителей религиозных знаний, удар по личностным, человеческим, социальным взаимоотношениям. Нет эмоциональнх взаимоотношений даже между обычными людьми из родственного окружения, не говоря уже о трансформации взаимоотношений между устазом, шейхом и учеником, учителем.
Важно действительно сохранить традиционный характер социальных взаимодействия в контексте плюрализации культурно коммуникативной среды, привычные формы взаимодействий внутри исламского сообщества и индивидуальную просветительскую традицию в передаче религиозных знаний.
Сейчас даже печатное слово перестает играть свою роль. Создается впечатление, что многие книги выпускаются не для прочтения и понимания их сути, а для внешнего наличия в библиотеке, что якобы автоматически свидетельствует о серьезном интеллекте у её обладателя.
Примечательно, что многие «авторитеты/эксперты» дают свои умозаключения на фоне полок переполненных книжками, но никто даже не задается вопросом, читал ли многословный человек «из Ютуба» эти многостраничные тексты. Тем более никому не интересно, смог ли этот «авторитет» самостоятельно написать хотя бы один абзац текста.
Важно знать: В какое мусульманское учебное заведение поступить?
Печатный текст во многом утрачивает свое значение.
Религиозные тексты активно переводятся, перепечатываются, переиздаются, форматируются в электронные форматы, широко тиражируются и распространяются в интернете. Здесь есть не только плюсы, но и значительные минусы. Уже никого не интересует аутентичный, первоначальный смысл текста (в том числе это касается Корана, или хадисов). Аудитория чаще воспринимает трактовку интерпретации, перевод смысла составленного субъективным представлением автора и т.д.
При этом часто даже эта интерпретация уже и не существует в виде текста, а воплощается в виде видеоролика в интернете, который внешне носит религиозный характер, больше наполнен красивой оболочкой и эмоциональным воспроизведением на фоне полки с толстыми книжками с арабской вязью.
Иногда интерпретаторами религиозных смыслов вообще становятся боксеры, футболисты или представители поп-культуры, которые имеют миллионы подписчиков в социальных сетях, а их слово становиться «авторитетней» любого мнения шейха, академика, ученого и специалиста.
Знаменитый канадский теоретик медиа Маршалла Мак-Люэна всю историю человечества периодизировал с точки зрения типов коммуникации: дописьменная история являлась исключительно слуховой культурой с превалированием устной передачи традиции и трайбалистского коллективизма.
В дальнейшем письменная и печатная культуры способствовали становлению визуально ориентированного человека с индивидуалистическим сознанием, пристально вглядывавшегося в текст и умело воспроизводившего слова и целые предложения из алфавита.
Умерший в 1980 году Мак-Люэн не стал свидетелем окончательной победы «электронного человека», однако уже в конце ХХ века в целом, он оказался прав, что формирование новой аудиовизуальной цифровой культуры способствует не только планетарной унификации «глобальной деревни», но и воспроизводству архаичных форм мышления у некоторых представителей «единого мирового племени».
Директор ЦИИ АН РТ Ринат Патеев