• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Религиозность и светскость. Где грань?

Время чтения: 4 мин
6256

Мы с вами живём в светском государстве, но при этом остаёмся мусульманами. Как часто возникают ситуации противопоставления светскости и религиозности? Что говорит шариат, разделяет ли он вообще нашу жизнь на её светскую и религиозную часть? Как жить в обществе, но сохраняя свою веру? Именно этими вопросами задались участники первого мусульманского дискуссионного клуба уже четвёртого сезона вместе с имам-хатыйбом мечети имени 1000-летия Казани Мухаммад хазратом Мифтаховым.

Что есть светскость? Вступает ли в конфликт это понятие со следованием предписаний своей религии?К сожалению, сегодня мы всё чаще встречаемся с тем, что понятие светскости прямо противопоставляется религиозности человека, а между терминами «светский» и «атеистический» ставится знак равно. 

Хотя светскость – это принцип государственной политики, это равное отношение к каждому человеку, несмотря на его вероисповедание и национальную принадлежность, когда деятельность общества основывается не на постулатах веры, но на основе общих интересов. Однако есть люди крайних взглядов, которые утверждают, что сам принцип светскости в корне противоречит Исламу и его предписаниям.

- Мусульмане могут жить в абсолютно любом государстве. Главное – чтобы не было ущемлений их основных прав, не было запрета исповедовать религию Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Если мусульманину запрещают читать намаз, наказывают его за это, то это вынуждает его к переселению. Но таких мест в мире мало. Поэтому мы можем жить где угодно и продолжать исповедовать свою религию, призывать других к Исламу, - заверил собравшихся ребят Мухаммад хазрат. – Вообще Ислам легко адаптируется в любой культурно-исторической среде. В своё время  Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) в течение 13 лет призывал к Исламу жителей Мекки, которые жили в системе язычества, когда действовала клановость и не было такой гарантии прав, как у нас сегодня.

Что касается переселения в места, где большая часть населения являются мусульманами, то кто тогда будет призывать к Исламу там, где люди далеки от него?! Кто будет рассказывать о религии Пророка (мир ему и благословение Всевышнего)? Надо мудростью, своими действиями призывать к Исламу, быть примером для всего мира.

- Лично меня больше волнует несколько иной вопросы. Мы, мусульмане, живя в XXI веке, хотим быть частью этого общества, быть прогрессивными, современными, и мы становимся очень светскими в другом понимании этого слова. Речь идёт о том, что мы начинаем вести себя соответственно окружающим нас людям: хотим послушать музыку, сходить в кино или театр, пользоваться гаджетами и активно пользоваться социальными сетями. И всё это вместе с попытками сохранить свою религию, - отметила модератор встречи Лилия Ильясова. – Мы становимся очень светскими в понимании правил света, так называемой тусовки.

По мнению Мухаммад хазрата, светскость нужно разделять. Есть принципы, на которых основывается светское государство, а есть уровень личности – когда окружающие принимают или не принимают нас, нашу жизнь в соответствии с канонами Ислама.

- К примеру, есть люди, которые действия отдельных людей воспринимают как действия Ислама (взять хотя бы обычай кровной мести, который категорически запрещён в Исламе). То же самое и со светскостью – когда мы говорим об этом, то зачастую имеем в виду действия конкретных людей. Хотя, повторюсь ещё раз, понятие «светское государство» предусматривает предоставление равных прав и свобод каждому человеку.

Светскость – это принцип государственной политики, заключающийся в равном отношении к человеку или группе независимо от его вероисповедания. Мусульмане не нуждаются в привилегиях, они за равное отношение к каждому человеку. То есть за соблюдение светского, равноудалённого отношения, когда человека оценивают не по его религии, а по реальным поступкам.

Ислам – это ответственность, а не привилегия. Но очень часто либо по невежеству, либо злонамеренно, непросвещенные люди стремятся необоснованно отождествить атеизм и секуляризм со светскостью, выставляя себя как бы в нейтральном положении по отношению к религии, хотя это далеко не так. Это не нейтралитет, а отрицание роли и значения религии в жизни общества. Поэтому светское означает равное, а не равнодушное отношение к религии.

- Мы должны научиться отвечать благом, не грубить, а решать возникающие проблемы миров, - уверен хазрат. - Нужно найти золотую середину, не удаляясь в прямо противоположные крайности. И тогда не будет возникать вопроса выбора. Мы должны понимать, что Ислам не делит жизнь на светскую и религиозную, Ислам – это и есть наша жизнь.

В ходе конструктивной беседы также подняли вопросы о необходимости высококвалифицированных специалистов среди уммы, особенности мусульманского одеяния в зависимости от географического расположения места проживания. Не обошли стороной и отношение шариата к музыке и киноиндустрии. По словам Мухаммада хазрата Мифтахова, это наиболее спорные вопросы, которые не перестают будоражить умы мусульман.

- Действительно, положение музыки в Исламе достаточно спорное. Есть две точки зрения: одни говорят, что любая музыка запретна, другие же, в том числе известный татарский богослов Галимджан Баруди, настроены менее категорично – по их мнению, отношение Ислама к музыке в целом положительное, и вся та музыка, которая не содержит порочные мотивы или подтекст, призывает к благому и свершению добрых дел, может считаться разрешенной.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «Лучшие из вас – это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного. Лучшие – те, кто не становится бременем (ношей) для других».

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle