«Прекрасная нравственность объединяет все добродетели мирской жизни и ахирата»
Мудрость, целомудрие и отвага далекие от низменных и ложных целей, являются добродетелью.
Нравственность достойная похвалы проистекает именно из этих качеств. Если человек обладает хотя бы одним из этих качеств, либо несколькими из них, или же всеми сразу, то это именуется справедливостью.
Таким образом, тот, кто обрел прекрасную нравственность должен оберегать ее посредством общения с высоконравственными людьми и избегая общения с людьми безнравственными. Такой человек должен оберегать себя от погружения в праздность, развлечения и удовольствия.
Это интересно: Аманаты Аллаха: в чем их мудрость?
Он должен приучать свой нафс к воздержанности и аскетизму, путем стремления к знанию и выполнения своих религиозных обязанностей.
Этот человек должен заботиться о достижении еще более высоких нравственных ступеней, об их сохранении и чистоте, а также должен всегда помнить о ничтожности и быстротечности мирской жизни, а также о ее бесполезности.
Точно также ему следует приучать свой нафс к аскетизму посредством чтения и слушания аятов Корана и риваятов, касающихся прекрасной нравственности.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ
«Поистине, ты – человек превосходного нрава» (аль-Калем 68/4).
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал как посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ الْعَبْدَ لَيَبْلُغُ بِحُسْنِ خُلُقِهِ عَظِيمَ دَرَجَاتِ الْأَخِرَةِ وَ شَرَفَ الْمَنَازِلِ وَ أَنَّهُ لَضَعِيفُ الْعِبَادَةِ وَ أَنَّهُ لَيَبْلُغُ بِسُوءِ خُلُقِهِ أَسْفَلَ دَرَجَةٍ فِي جَهَنَّمَ
«Раб слабый в поклонении, но обладающий прекрасной нравственностью, в ахирате достигнет самой великой и почетной из степеней. Точно так же из-за плохой нравственности, человек может оказаться на самом дне Ада» (Таберани, аль-Муджамуль-Кябир, 1/260 (№ 754).
2 простые вещи, в которых скрыты ваше достоинство и величие
В одном из хадисов, переданных от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан для того, чтобы довести до совершенства прекрасную нравственность» (Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 5217).
В хадисе, переданном от Анаса ибн Малика (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
ذَهَبَ حُسْنُ الْخُلُقِ بِخَيْرَيِ الدُّنْيَا وَ الْأَخِرَةِ
«Прекрасная нравственность объединяет все добродетели мирской жизни и ахирата» (Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 45581).
Абу Хурайра рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
مَا حَسَّنَ اللَّهُ خَلْقَ رَجُلٍ وَ خُلُقَهُ فَيُطْعِمَهُ النَّارَ أَبَدًا
«Аллах не исправит к лучшему характер человека, для того, чтобы подвергнуть его вечному наказанию в огне» (Мунзири, ат-Таргиб ват-Тархиб, № 3918).
В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил ему:
يَا أَبَا هُرَيْرَةَ عَلَيْكَ بِحُسْنِ الْخُلُقِ
«О, Абу Хурайра! Я советую тебе обладать прекрасной нравственностью». Абу Хурайра спросил: «О, посланник Аллаха! А что такое прекрасная нравственность?».
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
تَصِلُ مَنْ قَطَعَكَ وَ تَعْفُو عَمَّنْ ظَلَمَكَ وَ تُعْطِي مَنْ حَرَمَكَ
«Поддерживать связи с тем, кто разрывает их с тобой. Прощать тех, кто причиняет тебе зло. И давать тем, кто лишал тебя чего-то».
Очисть свое сердце от всего низменного и укрась его добродетелями. В этом и заключается суть тасаввуфа: «Тасаввуф — это выход из всех низменных черт характера, и вхождение в прекрасную нравственность».
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Фото: elements.envato.com