После этого аята Пророк ﷺ никогда больше не вспоминал о своих родителях
وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ (116)
«Они (иудеи и христиане) сказали: «У Аллаха есть сын». Пречист Он (от всех недостатков)! Нет, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Все покорно Ему Одному» (Бакара, 116).
Данный аят был ниспослан в отношении иудеев, говоривших «Узейр – сын Аллаха», а также христиан, которые говорили «Масих – сын Аллаха», и арабов-многобожников, которые говорили «Ангелы – дочери Аллаха» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31].
وَقَالَ الَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ لَوْلاَ يُكَلِّمُنَا اللّهُ أَوْ تَأْتِينَا آيَةٌ كَذَلِكَ قَالَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِم مِّثْلَ قَوْلِهِمْ تَشَابَهَتْ قُلُوبُهُمْ قَدْ بَيَّنَّا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ (118)
«Невежды (мекканские язычники) говорят (Пророку): «Почему бы Аллаху не поговорить с нами (напрямую, сказав, что ты – Его Посланник) или не явить нам знамение?». Подобные слова говорили и их предшественники. Их сердца (и способ мышления) похожи. Мы уже разъяснили знамения убежденным людям!» (Бакара, 118).
И хотя высказывалось мнение о том, что данный аят был ниспослан в отношении трех категорий людей: иудеев, христиан и многобожников, Табери отдал предпочтение следующему риваяту, переданному от Ибн Аббаса, в котором сообщается: «Иудей по имени Рафи ибн Хузейма (или Хураймиля) однажды сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Если ты действительно являешься посланником Аллаха, как говоришь, то пусть Аллах придет и поговорит с нами, чтобы мы услышали Его речь». В ответ на это и был ниспослан данный аят [Табери, Джамиуль-Байан, 1/407].
إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلاَ تُسْأَلُ عَنْ أَصْحَابِ الْجَحِيمِ (119)
«Поистине, Мы отправили тебя (о Мухаммад) с истиной добрым вестником и предостерегающим, и не спрашивай об обитателях Ада (почему они не уверовали)» (Бакара, 119).
Ибн Аббас и Мухаммад ибн Ка`б аль-Курази рассказывали: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ах, если бы я знал, что (происходит) с моими родителями?». Был ниспослан аят «Поистине, Мы отправили тебя (о Мухаммад) с истиной добрым вестником и предостерегающим, и тебя не спросят об обитателях Ада (почему они не уверовали)». Тем самым было запрещено спрашивать о состоянии тех, кто умер неверующими» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/64; Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/122].
В риваяте, переданном от Табери, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ трижды повторил это свое желание, однако, когда данный аят запретил это, посланник Аллаха ﷺ никогда в жизни больше не вспоминал о своих родителях [Табери, Джамиуль-Байан, 1/409].
Мукатиль говорил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы Аллах ниспослал иудеям угнетение, то они обязательно бы уверовали».
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «...и не спрашивай об обитателях Ада (почему они не уверовали)» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/64].
Автор: Islam Today