Посланник Аллаха (ﷺ) как пример идеального человека
Посланник Аллаха такой же человек, как и остальные пророки, но это не недостаток для него, а напротив достоинство и совершенство. Если бы пророки были не людьми, а ангелами или джинами, они не могли бы указывать путь людям.
В Коране идет речь о тех, кто не понимает мудрость того, что посланник из человеческого рода: «Только мысль о том, как это Аллах мог направить посланником [обычного] человека, мешала им уверовать [в Аллаха даже] после того, как им было даровано указание на прямой путь. Отвечай [, Мухаммад]: "Если бы ангелы спокойно ходили по земле, то Мы отправили бы к ним посланником ангела"» (Исра: 94-95).
Если бы пророк не был человеком, люди не могли бы разговаривать с ним. Поэтому в другом аяте говорится: «Если бы Мы и ниспослали ангела [в качестве посланника], то Мы ниспослали бы его в облике человека, оставив их в заблуждении, в котором они пребывают» (Ан’ам: 9).
Отталкиваясь от аятов Корана некоторые невнимательные умы могут подумать «посланник Аллаха такой же человек, как и остальные люди». Однако если бросить целостный взгляд на аят Корана, то увидим, что такое восприятие не находит поддержки. Например, в суре Фуссылят сказано: «Отвечай [ Мухаммад]: "Я – всего лишь такой же человек, как и вы. Мне внушено в откровении, что ваш бог – Бог единый. Идите же к Нему прямым путем, просите у Него прощения. Горе многобожникам» (Фуссылят: 6).
Слова «ваше божество только Аллах» подчеркивают, что посланник Аллаха не является божеством. Поэтому не следует искать в нем божественных качеств. Эти и подобные аяты показывают, что посланник Аллаха имеет естественные потребности как и все люди, он смертен, не может знать сокровенного, пока Аллах не оповестит его.
В этом контексте важно напомнить следующее: в историческом процессе люди фокусируют свое внимание на божественной миссии пророков и не могут понять их человеческую сторону. На примере хазрата Исы, думают, что пророки сверхъестественные существа. Однако никто из уммы посланника Аллаха не отрицали его человеческую сущность и не ошибались, как это делали некоторые общества по отношению к своим пророкам. Мусульмане словами свидетельства «ашхаду ан ля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх» признают, что посланник Аллаха в первую очередь раб Аллаха, а потом уже Его посланник. Еще в самом начале пророческой миссии посланник Аллаха предупредил свою умму от возможных ошибок: «Будьте осторожны, не хвалите меня чрезмерно, как это делают Христиане по отношению к хазрату Исе. Я раб Аллаха. Поэтому говорите “Мухаммад раб Аллаха и Его посланник”».
Здесь нужно сказать, что неправильно утверждение некоторых современных теологов об обыкновенности посланника Аллаха, так же как неправильны чрезмерные идеи христиан связанные с хазратом Исой.
Нет сомнений в том, что посланник Аллаха человек. У него тоже есть человеческие потребности; он ест, пьет и спит. Кроме того, чувства, которые присутствуют в нас, имеются и у него. Однако эти общие особенности не в одинаковой степени. Потому что у него самые высокие способности и совершенная нравственность.
Бесподобную человеческую сущность посланника Аллаха принц Бисмарк выражает следующим образом: «я осмелюсь утверждать, что Мухаммад не превзойденная сила. Далека вероятность того, что Рука Могущества пошлет на поле возможностей подобное тело».
Если бы у него не было таких огромных духовных особенностей, у него не было бы возможности связаться с ангелами и высшими мирами; и такое чудесное разъяснение как Коран не было бы загружено в его сердце. На самом деле взгляд человека, который избран, чтобы довести до человечества свет откровения, должен быть широким, нравственность на самом высоком уровне. И действительно аят Корана «и, поистине, ты – человек превосходного нрава», (Калям: 4) указывает на это.
Посланник Аллаха является примером для подражания. И поэтому его взаимоотношения и привычки стали для нас адабом. Пророк Мухаммад посланник и человек с исключительными особенностями. Другими словами это человек, который представляет земное в небесном и небесное в земном.
Сегодня некоторые люди под влиянием позитивизма и рационализма принимают посланника Аллаха за обычного “почтальона”. В результате такого неправильного понимания теряется степень уважения к посланнику Аллаха. Потому что очевидно, что недооценивание личности несущей послание Аллаха приводит к недооцениванию самого послания. Необходимо, чтобы почитание к посланнику Аллаха сохранялось. Для этого нужно, чтобы с истечением времени это послание не блекнуло в наших разумах и взглядах, а всегда чувствовалось свежим. Чтобы у нас постоянно возникало желание обращаться к этому посланию.
Коран учит нас, что посланник Аллаха избранный человек, обладающий исключительными особенностями. Два качества применяющиеся к Всевышнему Аллаху в Коране, используются и перед посланником Аллаха: “К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден” (Тауба: 128).
В свете божественного разъяснения нам необходимо проявить усердие по отношению к посланнику Аллаха, а именно: да посланник Аллаха один из нас, однако он ни при каких обстоятельствах не из тех, кто понижается до нашего уровня. Всю свою жизнь на всех её этапах он проявлял свою превосходную нравственность на самом высоком уровне. И скорее всего поэтому Аллах Сам лично поклялся его жизнью в следующем аяте Корана: «Клянусь твоей жизнью, [Мухаммад,] что они, упоенные опьянением, блуждают слепо» (Хиджр: 72).
Посланник Аллаха должен рассматриваться так, как предлагает откровение. На этот счет в Коране сказано: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (Ахзаб: 56). Из этого божественного разъяснения мы понимаем, что пророки в наибольшей степени достойны уважения и похвалы. Таким образом, перед нами стоит ответственность стараться быть внимательными в мыслях, словах и письме. Потому что пророки, в особенности посланник Аллаха является последним кольцом в цепи пророческой миссии, и мы верующие со всей ответственностью должны принять и защищать это высокое положение.
Islam-Today