Покорные верующие: кто будет их спутниками в Ахирате?
وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَئِكَ رَفِيقًا
«Покорные Аллаху и (Его) посланнику окажутся вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах: пророками, правдивейшими, мучениками (за веру) и праведниками. Как же прекрасны эти спутники!» (Ан-Ниса, 69).
В риваяте, переданном хафизом Абу Нуаймом от Аиши, сообщается, что она говорила: «Один человек пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О, посланник Аллаха! Я люблю тебя больше самого себя, своей семьи и своих детей. Находясь дома, я вспоминаю о тебе, а вспомнив о тебе, не могу дождаться момента, когда снова увижу тебя.
Разлука с тобой невыносима для меня. Когда я думаю о своей и о твоей смерти, то знаю, что ты, войдя в Рай, будешь вознесен на саму высокую ступень вместе с другими пророками. Когда же я войду в Рай, если вообще смогу попасть в него, то боюсь, что не смогу увидеть тебя там».
Посланник Аллаха (с.а.с.) ничего не ответил ему. Затем снизошел Джибриль с аятом «Покорные Аллаху и (Его) посланнику окажутся вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах: пророками, правдивейшими, мучениками (за веру) и праведниками. Как же прекрасны эти спутники!» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 115].
Некоторые говорили, что данный аят был ниспослан в отношении ансара по имени Абдуллах ибн Зейд ибн Абдиррабих. Это тот самый сподвижник, которому во сне был показан азан.
Однажды он пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и, выражая свою грусть, сказал: «Когда ты и мы умрем, то ты окажешься на самой наивысшей ступени (Рая). Мы не сможем видеть тебя и не сможем находиться рядом с тобой». И тогда был ниспослан этот аят.
Так же сообщается, что когда посланник Аллаха (с.а.с.) умер, то этот сподвижник обратился к Аллаху со следующей мольбой: «О, Аллах! Сделай мои глаза незрячими, чтобы после смерти моего любимого человека и до новой встречи с ним я ничего не видел», и в тот же момент он ослеп [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/175].
В риваяте, переданном от Кельби, сообщается, что у посланника Аллаха (с.а.с.) был невольник по имени Савбан ибн Будждуд (или Джахдар). Он был родом из Йемена и стал рабом, когда попал в плен.
Это интересно! Читайте также: Является ли покорность Посланнику ﷺ повиновением Аллаху?
Посланник Аллаха (с.а.с.) выкупил его и дал ему свободу. После того, как посланник Аллаха (с.а.с.) даровал ему свободу, он сказал ему: «Если хочешь, то возвращайся к своей семье, а если хочешь, то оставайся и будь членом моей семьи (Ахлю-Бейт)».
Он предпочел остаться с посланником Аллаха (с.а.с.) и не покидал его до самой его смерти. И в отношении этого человека и был ниспослан этот аят [Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 1/296].
Он очень любил посланника Аллаха (с.а.с.) и не мог переносить разлуку с ним. Однажды он пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) с пожелтевшим лицом, на котором отчетливо читалась печаль. Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил: «О, Савбан! Что заставило пожелтеть твое лицо?».
Савбан сказал: «О, посланник Аллаха (с.а.с.)! Я не болен, и никакая хворь не беспокоит меня. Однако, когда я не вижу тебя, то очень скучаю и испытываю чувство полного одиночества. Если так в мирской жизни, то что же будет в ахирате, я подумал об этом и очень испугался того, что там не увижу тебя вообще.
Так как я знаю, что ты вместе с другими пророками будешь вознесен на самую высокую ступень Рая, а я, если даже и попаду в Рай, то окажусь на самой низшей его ступени. Если же я не попаду в Рай, то тогда вечно не смогу тебя увидеть». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 115].
Автор: Islam Today