• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пророк Мухаммад(ﷺ) и незрячие сахабы

Время чтения: 4 мин
5698

Согласно Исламу, человек благородное создание. Как говорил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Аллах не смотрит на вашу форму и ваше тело, но он смотрит на ваши сердца». Поэтому Ислам придает больше значения сердцу, нежели телу.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выстраивал отношения с людьми согласно этому принципу. Его отношение к инвалидам из числа сахабов выражается следующим образом: слепой сподвижник по имени Итбан ибн Малик подошел к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О посланник Аллаха! Я плохо вижу. Река, которая находится между моим домом и моим племенем, после дождя выходит из берегов, и мне трудно перейти её. Если ты придешь ко мне и совершишь намаз в моем доме, я сделаю это место, местом намаза для себя». В связи с этим посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пообещал ему, что придет и совершит намаз в его доме. На следующее утро после рассвета посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с хазратом Абу Бакром направился в дом Итбана. Зайдя в дом он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Где мне совершить намаз?» тот в свою очередь указал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) может читать намаз в желаемом месте. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) встает на намаз, последователи  так же совершают намаз за ним.

Интересный случай произошел между посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижником Абдуллой ибн Умм Мактум. Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разговаривал со знатными многобожниками Мекки. Беседа об Исламе, начатая как дружеская начала становится все более напряженной. Как раз в этот момент рядом с ним появился слепой сподвижник Абдулла ибн Умм Мактум и сказал: «Покажи мне правильный путь, о посланник Аллаха!» Его появление и вмешательство в разговор докучало посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), в итоге он (да благословит его Аллах и приветствует) отвернулся от него и вернувшись к человеку, с которым общался и спросил: «Видишь ли ты какие-либо проблемы с тем, что я сказал?» Человек ответил: «Нет». Как раз в этот момент ему (да благословит его Аллах и приветствует) был адресован следующий аят Всемогущего Аллаха: «Он нахмурился и отвернулся из-за того, что к нему подошел слепой. Так откуда же тебе знать: возможно, он очистился бы от скверны [грехов] или запомнил бы [твое] наставление, и оно помогло бы ему? А к тому, кто богат, ты поворачиваешься приветливо, хотя ты и не отвечаешь за то, что он не очистится от скверны [грехов]. А от того, кто поспешил прийти к тебе, желая знать Божью Истину и руководство, ведущее к прямому пути, страшась Аллаха, ты отворачиваешься и пренебрегаешь им. Но нет! Воистину, он (т. е. Коран) – назидание, и тот, кто захочет, пусть извлекает из него (т. е. Корана) урок» (Абаса: 1-12). Счастливый пророк прислушался к этому божественному посланию, и дал ему высокий ранг среди сахабов. Сначала он (да благословит его Аллах и приветствует) назначил его вместе с Мус’абом ибн Умайром учителем Корана для мусульман Медины, затем вместе с Билалом аль-Хабаши назначил его муаззином аль-Масджид ан-Набави. Наравне с этими должностями, во время походов, он (да благословит его Аллах и приветствует) 13 раз оставлял его вакилем (представителем) в Медине вместо себя. Так же  Ибн Умм Мактум был имамом для оставшихся людей. После посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) его халифы предоставляли важные должности этому почетному сподвижнику. Даже в битве при Кадисии он пал шахидом в качестве знаменосца.

Инвалиды не рассматривались пророком (да благословит его Аллах и приветствует) только в качестве объекта жалости и помощи. А напротив в соответствии с их способностями, считались воплощением знания и доверия.

Другой сподвижник с ограниченными возможностями, кому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) давал важные задания, был Муаз ибн Джабаль. Хромой Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) был послан в Йемен в качестве вали (наместника). Во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заслуживают внимания те сахабы, которые несмотря на свои ограниченные возможности по собственному желанию участвовали в военных походах. Ниже перечисляем тех сподвижников, которые дружили с посланником Аллаха и в определенный период жизны были инвалидами: Саад ибн Абу Ваккас, Джабир ибн Абдулла, Бера ибн Азиб, Ка’б ибн Малик, Абдулла ибн Абу Эвфа, Аббас ибн Абдульмутталиб (да будет доволен ими Аллах).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который является образцом для подражания, с мудростью относился к людям с ограниченными возможностями. Потому что он (да благословит его Аллах и приветствует) был целителем сердец. Он (да благословит его Аллах и приветствует) положил много усилий, чтобы исцелить здоровых физически, но слепых, глухих и немых перед истиной. Потому что настоящим ограничением является невозможность познания истины.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle