«Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы тоже благословляют вас»: история ниспослания аята
Фото: Ислам-тудей.
مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَكِن
رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيم
«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужчин. Но он – Посланник Аллаха и Печать пророков. И Аллах знает обо всем» (Ахзаб, 40).
Согласно риваяту от Катады, он говорил: «Аят был ниспослан о Зейде, так как он не родной сын Пророка ﷺ. Валлахи, у него были сыновья. Он является отцом Касима, Ибрахима, Тайиба и Мутаххира».
Куртуби же говорит о ниспослании аята в ответ на то, что после женитьбы Пророка ﷺ на Зайнаб бинт Джахш кое-кто начал говорить: «Мухаммад женился на жене своего сына».
Аят о свободном выборе: почему Пророк ﷺ поклялся не посещать своих жен в течение месяца?
هُوَ الَّذِي يُصَلِّي عَلَيْكُمْ وَمَلَائِكَتُهُ لِيُخْرِجَكُم
مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّورِ وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
«Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы [тоже благословляют вас], чтобы вывести вас из тьмы к свету. И Он милует верующих» (Ахзаб, 43).
Муджахид говорит: «После того, как был ниспослан аят: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» , хазрати Абу Бакр сказал: «Эй, Посланник Аллаха, чего бы Аллах ни даровал тебе, Он обязательно сделал его совладельцем и нас».
После этих его слов был ниспослан этот аят: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету...»
Фото: Ислам-тудей.
Согласно же риваяту от Ибн ‘Аббаса, якобы после ниспослания аята: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» сподвижники стали его упрекать и говорили ему: «Эй, Посланник Аллаха, всё это относится только к тебе, нам же ничего нет». И вслед за этим был ниспослан этот аят.
По сути, и в словах Абу Бакра из первого риваята чувствуется некий упрек, хотя и не вполне отчетливо. Следовательно, нельзя говорить о наличии противоречия между двумя риваятами.
Из книги «Асбабун-Нузуль»