• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Он показушник, и раздает столько садака ради показухи»

Время чтения: 7 мин
3735

الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَاتِ وَالَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ إِلاَّ جُهْدَهُمْ فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللّهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ (79)

«Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют). Они насмехаются над ними, за что Аллах покарает их. И им – болезненное наказание» (Ат-Тауба, 79). 

В риваяте, переданном от Абу Масуда, сообщается, что он говорил: «Когда был ниспослан аят закята, то мы, чтобы выплатить закят, носили ношу на своих спинах, и из заработанных средств раздавали садака. Если кто приносил много имущества и раздавал его как садака, то (мунафики) говорили о нем: «Он показушник, и раздает столько садака ради показухи». Если же кто-то приносил в качестве садака горсть фиников, то они говорили: «Аллах не нуждается в такой садака».

И тогда был ниспослан аят «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)...» (Бухари, Закят, 10). 

В риваяте, переданном Давудом ат-Тайалиси от Абу Масуда аль-Бадри, говорится: «Мы приносили на себе наши садака посланнику Аллаха . Если человек приносил большую садака, то (мунафики) говорили: «Он приносит такую большую садака ради показухи».

Некоторые малоимущие мусульмане приносили садака в размере половины пригоршни, и тогда мунафики издеваясь над ними, говорили: «Разве можно приносить столько?» (Ахмад Абдуррахман аль-Бенна, Минхатуль-Мабуд фи Тартиби Муснадит-Тайалиси Аби Давуд, 2/19).

В некоторых других риваятах, в которых рассказывается о сплетнях и насмешках лицемеров над садака, которое приносили мусульмане, также упоминаются конкретные имена.

Среди тех, над кем насмехались мунафики, упоминаются Абдуррахман ибн Ауф, Асым ибн Адийй и Абу Акыль. Далее мы приведем эти риваяты:

1. Упомянутый ранее риваят Абу Масуда так же приводят Бухари и Муслим по другим каналам.

В этом риваяте говорится:

«Когда нам было приказано давать садака (или было приказано выплачивать закят), то мы за плату переносили на себе тяжести и из заработанных денег выплачивали садака. И вот однажды зарабатывавший себе на жизнь переноской грузов Абу Акыль принес в качестве садака пол пригоршни фиников.

И тогда мунафики сказали: «Аллах не нуждается в этом (в половине пригоршни фиников в качестве садака). А те, кто приносит много, те делают это ради показухи». И тогда был ниспослан аят: «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)...» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 9/11; Муслим, Закят, 72).

2. В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что он рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ вышел к людям и объявил им: «Собирайте ваши садака (или собирайте закят)».

Люди собрали свои садака. Затем пришел один человек и принес один са` (примерно 2660 грамм) фиников и сказал: «О, посланник Аллаха! Этот один са` фиников я заработал тем, что ночью переносил грузы на своей спине. Ночью я заработал два са` фиников, но один са` я оставил своей семье, а второй принес тебе в качестве садака на пути Аллаха, ради близости к Нему».

Посланник Аллаха ﷺ приказал положить этот один са` фиников к собранному садака. Некоторые в насмешку стали говорить: «Несомненно, Аллах и Его посланник не нуждаются в этом. Что будут делать Аллах и Его посланник с этим твоим одним са` фиников?».

Затем Абдуррахман ибн Ауф спросил у посланника Аллаха ﷺ: «Остался ли кто-то еще, кто не отдал садака (закят)?». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Нет». Тогда Абдуррахман ибн Ауф сказал: «У меня есть сто укийй золота, приготовленных для передачи в качестве садака». Умар ибн Хаттаб сказал: «Ты что, сошел с ума?». Абдуррахман ибн Ауф ответил: «Нет. Я не сошел с ума». Умар сказал: «А что ты тогда сделал только что?». Абдуррахман ответил: «У меня есть восемь тысяч дирхемов, четыре тысячи из них я даю в долг своему Господу, а оставшиеся четыре тысячи оставляю себе». Посланник Аллаха ﷺ сделал для него дуа, сказав: «Пусть Аллах благословит то, что ты оставил себе, и то, что ты отдал в качестве садака».

Мунафики же стали судачить в отношении Абдуррахмана, говоря: «Клянемся Аллахом, Абдуррахман дал это в качестве показухи». Но они солгали, так как Абдуррахман отдал садака от чистого сердца. В отношении него, а также мусульманина, который принес в качестве садака всего лишь один са` фиников, Аллах Всевышний ниспослал аят: «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)». Муджахид и многие другие передавали этот риваят (Табери, Джамиуль-Байан, 10/134-135; Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/126-127).

Сообщается, что по поводу вышеописанного поступка Абдуррахмана был ниспослан аят «Кто даст Аллаху добрую ссуду (искренне расходуя имущество на нужды религии и давая беспроцентный долг нуждающемуся), тому Он увеличит ее (израсходованное имущество) многократно. Аллах сокращает (пропитание) и увеличивает (его, кому пожелает). К Нему вы будете возвращены (для получения воздаяния)» (аль-Бакара 2/245), и на основании этого аята посланник Аллаха ﷺ приказал своим сахабам раздавать садака. Исходя из этого, можно сказать, что 245-й аят суры аль-Бакара и этот аят были ниспосланы друг за другом.

3. Историю о том, как Абу Акыль Хабхаб принес в качестве садака один из двух са` (1 са` равняется примерно 2660 граммам) фиников, которые он заработал ночью, перетаскивая на своей спине воду, он сам рассказывает следующим образом:

«Однажды ночью я таскал на спине воду за два са` фиников. Один са` я принес своей семье, чтобы им было, что есть, а второй са` я отнес в качестве садака посланнику Аллаха ﷺ. Придя к нему, я сообщил, что сделал так-то и так-то. Он сказал: «Положи их к уже собранному садака». Некоторые из тех, кто находился там, стали насмехаться. Говоря: «Поистине, Аллах не нуждается в садака этого неимущего человека».

И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Они ругают тех, кто раздает добровольные пожертвования, и тех, кто с трудом находит средства для пожертвований (но все равно жертвуют)...», а также следующие за ним аяты» (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/127-128).

Абу Акыль был из числа ансаров, а его полное имя было Хабхаб (или Хубаб) Абдуррахман ибн Абдуллах.  Также говорилось, что его звали Абдуррахман ибн Биджан (или Синан) Абу Акыль ибн Кайс. Ка`б ибн Малик называл этого неимущего сподвижника не Абу Акыль, а Абу Хайсама (Иззуддин ибнуль-Асир Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джазари, Усдуль-Габа фи Маарифатис-Сахаба, 3/466).

4. Ибн Исхак рассказывал, что выражение «...кто раздает добровольные пожертвования...» подразумевает Абдуррахмана ибн Ауфа и Асыма ибн Адиййа.

Посланник Аллаха ﷺ побуждал своих сподвижников раздавать садака. Абдуррахман ибн Ауф встал и пожертвовал в качестве садака четыре тысячи дирхемов. Затем встал Асым ибн Адийй и пожертвовал в качестве садака сто васк (13,5 тонн) фиников. Мунафики стали насмехаться над ними обоими, говоря: «Это всего лишь показуха. Они жертвуют в качестве садака так много имущества только для того, чтобы другие видели это».

Затем пришел Абу Акыль и принес один са` (примерно 2660 грамм) фиников, которые он заработал своим трудом, и положил их к остальным собранным пожертвованиям.

Мунафики стали насмехаться и над ним, говоря: «Аллах не нуждается в этом одном са` фиников, которые принес Абу Акыль (Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 4/127).

В риваяте, который приводят имам Багави в своем «Муджаме» и Хасан, в самом начале имеется следующее дополнение:

«Однажды посланник Аллаха ﷺ встал и сказал: «О, люди! Жертвуйте ваше имущество в качестве садака, чтобы в Судный день я мог засвидетельствовать, что вы жертвовали вашим имуществом.

Возможно, кто-то из вас ложится спать, тогда как детеныши его верблюдов сыты, а в это время его собственный сын изнывает от голода. Возможно, у кого-то из вас фруктовые деревья приносят прекрасные плоды, в то время как его сосед живет в крайней бедности и нужде.

Нет ни одного человека, для которого пожертвование в виде одного из имеющихся у него верблюдов, не стало бы даром утром и вечером. Его семья будет встречать утро и вечер с надоенным молоком. Будьте внимательны! Вознаграждение за это, очень велико».

Один человек встал и сказал: «О, посланник Аллаха! У меня есть четыре стада верблюдов, пусть один из них станет садака». Затем встал другой человек невысокого роста и с некрасивой внешностью и привел очень красивого верблюда. Один из мунафиков, думая, что посланник Аллаха  не слышит его, шепнул человеку, находившемуся рядом: «Верблюд красивее, чем он сам».

Однако посланник Аллаха  услышал эти слова и сказал: «Ты солгал. Этот человек лучше, чем ты и его верблюд».

Оставшаяся часть хадиса полностью аналогична риваяту, переданному Ибн Исхаком (Шихабуддин ас-Саййид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рухуль-Маани фи Тафсириль-Куръаниль-Азым вас-Саб`иль-Масани, 10/146).

«Асбабун-нузуль. Причины ниспослания аятов Куръана»

Автор: Профессор Доктор Бадреддин Четинер

Социальные комментарии Cackle