• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Обман, или намеренная попытка скрыть истину

Время чтения: 3 мин
361

Фото: Danilov1991xx/ shutterstock.com

Фото: Danilov1991xx/ shutterstock.com

Обман — это намеренная попытка скрыть истину. Он же в исламе является косвенным намерением на совершение зла. И хотя,  если в начале так не кажется, тем не менее причинение зла другому человеку является неизбежным. Например, если человек владеющий какой-либо вещью, имеющей недостатки, желая избавиться от нее, скроет эти недостатки и продаст ее как качественную вещь, то подобное несомненно является харамом.

Ибн Умар и Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передавали, что посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَنْ غَشَّنَا فَلَيْسَ مِنَّا

«Тот, кто обманывает нас — не из нас».

Посланник Аллаха ﷺ произнес эти слова проходя по торговым рядам мимо одного торговца, торговавшего пшеницей, и погрузив руку в мешок пшеницы, он почувствовал влажность.

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал хозяину товара: «Что это такое?».

Торговец сказал: «О, посланник Аллаха! Дождь намочил мой товар».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَفَلَا جَعَلْتَهُ فَوْقَ الطَّعَامِ حَتَّي يَرَاهُ النَّاسُ

«Тогда надо было положить влажное (зерно) сверху, чтобы люди видели, что оно мокрое» (Тирмизи, Буйю, 74).

Для каждого продавца является ваджибом выставлять напоказ недостатки продаваемого товара, или сообщать о них покупателю. Точно так же, если человек желает продать что-то или сдать в аренду, или выдать замуж свою дочь, зная об имеющихся недостатках, то для него так же будет ваджибом сообщить об имеющихся недостатках, потенциальному покупателю или жениху.

Фото: pathdoc/ shutterstock.com

Фото: pathdoc/ shutterstock.com

Любое явное или косвенное введение в заблуждение, является обманом. Например, лгать о цене товара, или расхваливать товар перед покупателем, или говорить, что товар продается по закупочной цене или даже дешевле. Все это является обманом и харамом. Покупатель будет иметь право расторгнуть такую сделку.

Если же какое-либо введение в заблуждение отсутствует, будь-то явное или косвенное, то в этом случае продажа не будет харамом. Поэтому в соответствии с наиболее достоверным мнением, в данном случае у покупателя не будет права выбора.

Что же касается хитростей и ловушек, то это подразумевает наличие у человека желания, чтобы кто-то другой столкнулся с чем-то неприятным. Если тот человек действительно заслуживает чего-то подобного, то в этом случае это будет считаться мандубом, в соответствии с хадисом «Война — это хитрость».

Если же человек не заслуживает этого, то это будет харамом. Так как в данном случае имеет место обман. Тому, кто хочет полностью избавиться от обмана и всего подобного, следует действовать в соответствии с хадисом, переданным от Анаса (радыйаллаху анху), в котором говорится:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لَا يُؤْمِنُ عَبْدٌ حَتَّي يُحِبَّ لِأَخِيهِ مَا يُحِبَّ لِنَفْسِهِ

«Клянусь Тем, в чьей власти душа моя, раб не уверует до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает себе» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 3/206).

В каких случаях ложь является дозволенной?

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle