О дозволенности тавассуля и истигасы
Фото: YuriArcursPeopleimages/ elements.envato.com
Начало: Что такое тавассуль и истигаса?
О дозволенности тавассуля и истигасы имеется единогласное мнение учёных. Ханбалитский ученый, имам Наджмуддин ат-Туфи ас-Сарсари (657-716 гг.х) в своей книге «Аль-Ишарат аль-иляхият иля мабахис аль-усулия» сказал: «Шейх Абу Абдуллах ан-Нуʻмани аль-Мазали аль-Маракиши (607-683 гг.х) написал книгу «Мисбаху зулям филь мустагъисин би хайриль анам» и она приобрела известность. Эта книга единогласно признана его современниками. Единогласное мнение учёных каждого века является доводом, поэтому отрицающий это (истигасу), противоречит единогласному мнению ученых».
Имам, муджтахид, шейх аль-ислам Такиюддин ас-Субки (683-756 гг.х) сказал в книге «Шифау-с-сикам»: «Знай, что, поистине, дозволено и похвально совершать посредничество (тавассуль), обращаться за помощью (истигаса) и искать заступничества перед Аллахом посредством Пророка ﷺ. О дозволенности и желательности этого мы знаем от знатоков Ислама, и известно, что это делали пророки и посланники, и это является путём праведных предшественников, учёных и простых мусульман.
Никто из знатоков Ислама это не отрицал и не слышал ни в одном из времён об этом, пока не пришёл Ибн Таймийя и не стал говорить об этом такие слова, которые путают слабых людей, и привнёс то, что не было до него в остальные века. И поэтому он порицал тот рассказ от Малика, да будет доволен им Аллах, который упомянут выше. Поистине, там были слова Малика (да будет доволен им Аллах), обращенные к Абу Джаʻфару аль-Мансуру: «Повернись к нему и испрашивай у него заступничества».
Мы разъяснили её дозволенность, и поэтому включили просьбу о помощи в этот раздел, так как в ней мы разберем её с дополнениями. Тебе должно хватать того, что отрицание Ибн Таймийей просьбы о помощи и посредничества является мнением, которое не высказал ни один учёный до него, и стало оно (его мнение) проблемой, наказанием среди людей Ислама».
Фото: Ислам-тудей.
Шейх Хасан-афанди аль-Кахиби ад-Дагистани (1852-1937 гг.) в своей книге «аль-Буруджуль-мушайяда» цитирует следующие слова шейха Аляви ибн Саккафа ибн Мухаммада аль-Джифри из книги «Бугъят аль-мустаршидин»: «Следует указывать простым людям на слова исходящие от них, которые указывают на порочность в их единобожии. Является обязательным наставлять и оповещать их, что нет приносящего пользу или вред кроме Всевышнего Аллаха, никто другой не способен приносить вред или пользу кроме как по воле Всевышнего Аллаха».
Шейх Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари говорит: «Однако если кто-либо обращается к помощи пророка, любимца Аллаха (вали) или любого другого создания, будучи убеждённым, что он (тот, кого они просит) всемогущий, как Аллах – это многобожие (ширк), и такое никак не может быть дозволенным. Также, если кто-то верит в то, что Аллах – Всемогущий, но при этом полагает, что Он дал какую-то часть Своей мощи ангелу, вали или пророку, который действует в этой области независимо и полно, – это также многобожие и, следовательно, запретно. Эти два примера выше – то, что нам запрещено Куръаном в открывающей его суре: «Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя мы просим о помощи».
Великий поздний ученый, шейх Мухаммад аль-Хамид из Сирии пишет: «Что касается того, кто верит, что те, к кому он взывает, могут [на что-то] влиять, приносить пользу или вред, как это делает Аллах, то этот человек многобожник, вышедший из Ислама».
Следовательно, если человек не верит, что они могут принести пользу или навредить без воли на это Аллаха, нет ничего неверного в том, чтобы прибегать к помощи пророков, любимцев Аллаха и праведников в качестве посредников любым из вышеуказанных способов».
Сабиров Н.Р. Тасаввуф