Великий урок в трех аятах: как победить зло и эгоизм в обществе?
Современное общество зачастую отличается эгоизмом, по причине которого сердца людей стали чёрствыми. Каждый занят личным благополучием, порой в ущерб интересам самых близких, не говоря уже о посторонних.
Сердце черствеет из-за отсутствия в нём божественного света – нура Аллаха Джалля Джалялуху, когда человек забывает о смысле жизни, доброте, любви и других возвышенных вещах. Пытаясь же заполнить их место материальными благами, временными удовольствиями, он страдает сам и делает несчастным своё окружение.
Разобщённость людей, холодность друг к другу (равнодушие), эгоизм – всё это порождает обиду в их подсознании. Она же пускает в сердца корни веры (установку) в то, что не следует ни от кого ждать добра и справедливости, каждый должен думать только о себе.
Читайте также: Как правильно понимать следование Сунне и почему это так важно?
Люди становятся злыми, корыстными, грубыми, не умеющими доверять. Отсюда постоянные проблемы, депрессии, страх показаться слабыми. Такой мир не естественен для природы человека, невероятно труден. Он словно окрашивается в мрачные тона, пропадает романтичность, лёгкость, надежда и вера в прекрасное будущее.
Сегодня сложно найти даже подростка с горящими наивными глазами. Ибо он с детства видит от взрослых грубость и некрасивые картины под названием «суровая реальность». Старшее поколение, словно бы поддерживая этот курс, говорит в оправдание: «А что делать – мир такой, жизнь такая!»
Да нет же! Это люди такие!
Отдалившись от милости Аллаха, они потеряли ключ к покою и счастью. Потому, какие бы роскошные дворцы не воздвигали люди, какие бы блага цивилизации не распростёрлись перед ними, – ничто не сможет удовлетворить их опустошённые души. Ведь душа может насытиться лишь своим Творцом, Его нуром, олицетворением которого являются добро, милосердие, искренность, чистота, любовь.
Поистине, обладая ими, каждый способен быть волшебником, супер-героем: доброе слово и внимание, подобно ворвавшемуся в темноту лучику солнца, освещают чью-то жизнь, одна улыбка согревает замёрзшее сердце, прощение стирает обиды и терпимость предотвращает войны!
Посланник Аллаха ﷺ – милость Господа миров, как направленный луч света, разрушающий духовный мрак, окутавший человечество. Благодаря ему, непримиримые враги становятся неразлучными братьями, жадные – щедрыми, жестокие – милосердными, не умеющие любить учатся жертвовать и познают высшую любовь на этом пути.
Сейчас, когда люди снова погрузились в тьму невежества, отдалились друг от друга и человечность стала редкостью, очень важно оживить пророческую сунну – пробудить в себе великую нравственность Корана. Ведь со времён начала распространения ислама именно она озарила сердца многих, заставив их измениться в лучшую сторону и созидать цветущее общество.
Принцип высокой нравственности, как сказал сам Всевышний, зиждется на умении отвечать добром на всякое зло:
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше (благородным поведением, добрым нравом), и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник!» (Фуссылят, 34)
Посланник Аллаха ﷺ дал такое разъяснение понятию высокой нравственности:
«Это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал её с тобой; даёшь и помогаешь тому, кто лишил и отвернулся от тебя; прощаешь того, кто причинил тебе обиду и притеснил» (Бухари).
Однако Господь в продолжении, в 35-ом аяте суры «Фуссылят», также упоминает, что такая нравственность – особый дар, для обретения которого необходимо сначала воспитать духовно себя:
«…но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме обладателей великой доли (искренностью, мягким характером, глубоким пониманием религии, в общем, добродетелью, помогающей проявлять терпение, как сказал пророк: «Кому даруется доброта, даруется и великое благо, а кто лишён доброты, лишён и блага!» Тирмизи)»
И чтобы не утратить плоды духовного воспитания из-за наущений шайтана, велит прибегать к Его защите:
«А если тебя коснётся наваждение от дьявола, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий!» (Фуссылят, 36).
Какой ёмкий урок по инструментам великой нравственности, способной вывести человечество на совершенный уровень взаимоотношений, заложены всего в этих трёх аятах! Ведь, действительно, шайтан наущает людям эгоизм, чёрствость и высокомерие, внушая разрушающие единство и покой мысли о других: «Он нарушает твои права, задевает твоё самолюбие или такой-то не достоин доброго отношения от тебя!».
Человек отказывается от проявления благородства, тем самым теряет искренность, сбивается с пути духовного совершенства, забывает о терпении и, как следствие, лишается возможности обрести дар – высокую нравственность. То есть, даже если он считает себя мусульманином, не достигает познания смысла своего мусульманства, о котором говорил Пророк ﷺ:
«Я был послан для того, чтобы довести до совершенства благородный нрав!» (Байхаки).
Благородная нравственность отлична тем, что исходит от любви к Всевышнему, а значит, преследует единственную цель – Его довольство (ни благодарность и благосклонность от людей и славу среди них)! В ней нет места эгоизму (даже малейшему доминированию нафса), потому она не позволяет зародиться никакому конфликту и обидам.
Ведь эта нравственность – олицетворение достижения верующим сути смысла единобожия «ля иляха илляллах»: есть только Аллах – вокруг нас, между нами, в нас, без нас. И вот, как эта истина работает в жизни, не давая шанса развиться смуте:
Однажды, когда один грешник обругал праведника по имени имам Ша’би, чьё сердце было избавлено от влияния нафса и наполнено единобожием, он ответил ему:
«Если то, что ты говоришь обо мне правда, пусть Аллах простит меня. Если же ты лжёшь или ошибаешься, пусть Аллах простит тебя…».
К этому и призывает верующего Аллах Азза ва Джалля в своём наставлении:
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд (не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением, словами, не отвечай на их плохое плохим)!» (Аль-А’раф, 199).
Автор: Айна Замаева