Наставление пятницы: может ли богатство стать проклятием?
وَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللّهَ لَئِنْ آتَانَا مِن فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ (75) فَلَمَّا آتَاهُم مِّن فَضْلِهِ بَخِلُواْ بِهِ وَتَوَلَّواْ وَّهُم مُّعْرِضُونَ (76) فَأَعْقَبَهُمْ نِفَاقًا فِي قُلُوبِهِمْ إِلَى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِمَا أَخْلَفُواْ اللّهَ مَا وَعَدُوهُ وَبِمَا كَانُواْ يَكْذِبُونَ (77)
«И среди них есть те, кто обещал Аллаху: «Если Он (Господь) наделит нас из Своей щедрости, то мы обязательно раздадим милостыню и станем праведными». А когда Он наделил их из Своей щедрости, они проявляли скупость и отказались (от поклонения Аллаху) с отрицанием. Он наказал их лицемерием в сердце (укоренив его там) до того дня, когда они встретятся с Ним (в Судный день), за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (Ат-Тауба, 75-77).
В риваяте, переданном от Абу Умамы аль-Бахили, сообщается, что однажды Саляба ибн Хатиб аль-Ансари пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О, Саляба! Горе тебе. Небольшое количество имущества, за которое ты выражаешь благодарность, лучше, чем богатство, которое ты не вынесешь». Когда же Саляба повторно обратился с этой же просьбой, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Неужели тебе не нравится быть подобным посланнику Аллаха? Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, если бы я пожелал, чтобы горы превратились в золото и серебро и текли бы рядом со мной, то так бы и произошло».
Саляба сказал: «О, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, пославшим тебя с истиной, если ты сделаешь для меня дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство, то я обязательно воздам каждому обладателю прав его права». В ответ на его упорство, посланник Аллаха ﷺ сделал для него дуа, сказав: «О, Аллах! Даруй Салябе богатство».
Саляба приобрел одну овцу, и та очень быстро дала приплод. В конце концов стада Салябы перестали помещаться в Медине, и он был вынужден переселиться в долину за пределами Медины. И если полуденный и послеполуденный намазы он совершал с джамаатом, то на остальные намазы он в мечеть уже не приходил.
Когда же его стада стали еще больше, он уже приходил в мечеть только по пятницам, перестав совершать другие намазы. Животные продолжали стремительно размножаться, и Саляба перестал совершать и пятничный намаз.
Однажды посланник Аллаха ﷺ спросил у сахабов: «Как дела у Салябы?». Сахабы сказали: «Он приобрел овец, и очень скоро Медина стала тесной для него», после чего рассказали, что произошло. Посланник Аллаха ﷺ трижды сказал: «Горе Салябе!».
Наконец, когда был ниспослан аят «Бери (о, Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить», который сделал закят обязательным, посланник Аллаха ﷺ отправил в качестве сборщиков закята двух человек, одного из племени Джухейна, а другого из племени Бану Сулейм, вручив им письмо с объяснением того, как собирать закят, а также сказал им, чтобы они обязательно посетили Салябу. Два сборщика закята вышли из Медины и пришли к Салябе, и потребовали от него выплатить закят, зачитав ему письмо посланника Аллаха ﷺ.
Саляба сказал: «Это ни что иное, как джизья (налог, взимаемый с немусульман в исламской стране). Это брат джизьи, я не знаю, что это такое. Сейчас уходите, завершите свои дела, и потом приходите ко мне».
Покинув Салябу, они отправились к одному человеку из племени Бану Сулейм и сообщили ему об обязательности выплаты закята.
Этот человек выбрал из своих верблюдов самых взрослых и самых хороших, и передал их сборщикам закята. Увидев, что он отдал им самых лучших своих верблюдов, сборщики закята сказали: «Это не является фардом для тебя (то есть ты не обязан отдавать самых лучших верблюдов, достаточно отдать средних). Поэтому мы не хотим принимать их от тебя». Однако этот человек сказал: «Нет. Возьмите именно этих верблюдов, только так мое сердце будет спокойно. Это мои верблюды, и я отдаю вам этих».
Взяв этих верблюдов в качестве закята, они снова вернулись к Салябе. Саляба сказал им: «Покажите мне письмо, которое дал вам посланник Аллаха». Прочитав это письмо, он сказал: «Это не что иное, как брат джизьи. Вы сейчас уходите, мне нужно подумать, позже я сообщу вам свое решение». Два сборщика закята ушли от него и вернулись в Медину.
Когда посланник Аллаха ﷺ увидел вернувшихся сборщиков закята, то еще даже не подойдя к ним и не поговорив с ними, сказал: «Горе Салябе!», а затем обратился к Аллаху с мольбой даровать баракят тому человеку из племени Бану Сулейм, который в качестве закята отдал самую лучшую часть своего имущества. Сборщики закята пришли к посланнику Аллаха ﷺ и рассказали ему о том, как поступил человек из племени Бану Сулейм и как поступил Саляба. И тогда были ниспосланы эти аяты.
В тот самый момент рядом с посланником Аллаха ﷺ находился один из родственников Салябы. Услышав это, он отправился к Салябе, и сказал ему: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал о тебе такие-то и такие-то аяты». Саляба немедленно отправился в Медину, принес посланнику Аллаха ﷺ закят и стал просить принять от него этот закят.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «По правде говоря, Аллах запретил мне принимать закят от тебя». Саляба стал посыпать свою голову землей. Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Дело в том, что я дал тебе приказ, а ты не подчинился моему приказу».
После того, как посланник Аллаха ﷺ несколько раз отказался принять от него закят, Саляба вернулся к себе домой. Посланник Аллаха ﷺ до самой своей смерти не принимал закят от Салябы.
После того, как посланник Аллаха ﷺ умер, и халифом стал Абу Бакр, Саляба пришел к нему в надежде, что, может быть, он примет от него закят, принес закят и сказал: «Тебе известна моя степень перед посланником Аллаха ﷺ и мое место среди ансаров. Прошу, прими мой закят». Но Абу Бакр отверг его закят и не принимал его до самой своей смерти. После него халифом стал Умар, и Саляба принес закят ему в надежде, что он примет его, и сказал: «О, правитель правоверных! Прими мой закят».
Умар сказал: «После того, как ни посланник Аллаха ﷺ, ни Абу Бакр не принимали твоего закята, неужели ты думаешь, что я приму его?!». Умар так же до самой своей смерти не принимал закята от Салябы.
Наконец, когда халифом стал Осман, Саляба пришел к нему, в надежде, что он примет его закят, но Осман, как Абу Бакр и Умар, отказался принимать его закят. И во времена правления Османа Саляба умер.
Имам Суюти указывал, что цепочка передатчиков данного хадиса является слабой. Имам Куртуби говорил, что Саляба был одним из избранных сподвижников, участвовавшим в битве при Бадре, и поэтому весьма сомнительно, что он мог бы опуститься до такого состояния.
Имам Куртуби склонялся к мнению Даххака, считавшего, что данные аяты были ниспосланы в отношении мунафиков, и в особенности в отношении Набталя ибнуль-Хариса, Джадда ибнуль-Кайса и Муаттиба ибн Кушайра.
Все фото: shutterstock.com.
Автор: Islam Today