• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: как быть хорошим соседом?

Время чтения: 7 мин
2621

Один из важных вопросов – это необходимость быть хорошим соседом. В хадисе сказано: «Покупая дом, выбирай хорошего соседа. Отправляясь в дорогу, ищи хорошего попутчика» (Таберани «Кебир», 4/268; Кудаи «Шихаб», 1/412). 

Уважительно относиться к соседям, быть с ними приветливым, – это из суннатов ислама. В хадисе сказано: «Уважение, оказанное соседу, подобно почтению, оказанному собственной матери» (Абу Бакир аль-Кураши «Мекариму᾿ль Ахляк», хадис № 323).

В риваяте, дошедшем от почтенной Аиши (р.а.), посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Джибриль (а.с.) посоветовал мне делать добро соседям. И я подумал, что ещё немного и он сделает соседа наследником соседу» (Бухари, Адаб, 28; Муслим, Бирр, 140).

С соседями надо быть как можно более приветливым, надо их любить и уважать, и делать им добро. Нельзя ложиться спать сытым, пока твой сосед голоден. Надо делиться с соседями тем, что послал тебе Всевышний.

Мусульманин не станет создавать неудобства соседу, не будет причинять ему лишнее беспокойство и не станет делать ничего такого, чем соседи будут недовольны.

В хадисе сказано: «Не будут истинно уверовавшими Аллаху те, чьи соседи не защищены от их зла» (Бухари, Адаб, № 6016).

Даже если твой сосед не мусульманин, надо давать ему подарки. Наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Соседи бывают трех видов: у кого одно право, у кого два права и у кого три права. Сосед, у которого одно право, это не родственник и не мусульманин. Сосед, у которого два права, – это сосед мусульманин. У него есть и право мусульманина, и право соседа. Сосед же, у которого имеется третье право, – это сосед-мусульманин, являющийся родственником. У него есть и право мусульманина, и право родственника, и право соседа» (Байхаки «Шуабу᾿ль Иман», 7/84; Ибн Касир, 1/496; Алуси, 5/28; Куртуби, 5/184; Газали, 2/212).

Недопустимо без разрешения заглядывать в дом соседа. Некоторые из наших предков были способны оказывать помощь сорока соседям справа от своего дома, сорока соседям слева, сорока соседям спереди и сорока соседям сзади от своего дома.

Имам Зухри (р.а.) рассказывал: «К нашему Пророку (с.а.с.) пришел один человек и пожаловался на своего соседа. После этого посланник Аллаха (с.а.с.) велел объявить из дверей мечети: «Эй, люди! Будьте внимательны! До сорокового дома – соседи!» (Байхаки «Сунан», 12612).  Говоря об этом, Имам Зухри (р.а.) показал на четыре стороны и сказал, указывая руками: «Сорок сюда и сорок туда, сорок сюда и сорок туда» («Ихья улюм ад-дин»). 

Как мусульманину выбрать круг общения
Каких исламских принципов нужно придерживаться при выбора пары или друга? Какой человек, по мнению пророка Мухаммада ﷺ, способен в высшей степени познать Аллаха?
09.02.2021
5030

Некоторые из наших великих предшественников во время праздников отправляли в качестве подарков животных для курбана и одежду в сорок домов с каждой стороны от их дома. А иногда соседи, жившие на таком расстоянии, просили молодых соседей сообщить им, когда те захотят жениться, и обещали покрыть все их расходы на свадьбу.

Мочиться на забор соседа, кидать камни или палки на соседскую собаку, закрывать перед соседом двери, когда он пришел с просьбой, – это всё считается совершением несправедливости по отношению к соседям.

Имам Газали (р.а.) пишет: «Права соседей состоят не только том, чтобы не причинять им беспокойства,  а ещё в том, чтобы спокойно относиться к беспокойству, причиненному ими тебе. Ты не можешь считать исполненным свой моральный долг перед соседом лишь тем, что не причиняешь ему беспокойства, не делаешь ему зла. И даже не тем, что терпеливо относишься к беспокойству, которое он причиняет тебе. Надо делать соседям подарки, оказывать им помощь. В киямате бедный сосед скажет о своем богатом соседе: «Йа, Рабби! Спроси у него, почему, когда я сильно нуждался, он закрыл передо мной свою дверь, не исполнил свой соседский долг».

К соседским детям надо относиться с любовью, приветливо разговаривать и играть с ними, гладить их по голове. Это будет выражением любви и уважения к соседу. Даже маленький подарок от соседа надо принимать с большой признательностью. При встрече с соседями нужно всегда быть приветливым, надо говорить с ними очень любезно. Надо посылать соседям еду с праздничного стола.

Абу Зарр (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха (с.а.с.), который был моим другом, говорил мне так: «Когда готовишь суп, наливай побольше воды. Потом обойди взглядом своих соседей и дай по тарелке сваренного тобою супа тем из них, кому посчитаешь нужным» (Муслим, Бирр, 143).

Когда сосед просит в долг, надо ему отдавать. Если сосед заболел, надо зайти его навестить. Когда он просит о помощи, надо ему помочь. Если у соседа горе, нужно выразить ему соболезнования, морально поддержать его. Когда сосед получит какое-то радостное известие, надо пойти к нему и разделить с ним его радость.

В хадисе сказано: «Мусульманину, выразившему соболезнования брату по вере в связи с его горем, Аллах в день киямата наденет одеяние великодушия» (Ибн Маджа «Сунан», 1/511).

Соболезнования предполагают пожелание быть стойким перед нагрянувшей бедой. Тем самым человек, потерявший своего близкого, немного успокоится, облегчится его горе. Выражение соболезнования является одним из проявлений принципа побуждать людей к благому и удерживать от предосудительного. В аяте сказано:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (Маида, 5/2).

Если у мусульманина умрет сосед, то он обязательно примет участие на похоронах. Если сосед отправится на дальнюю поездку, он присмотрит за его домом и детьми, будет их защищать. Он не станет подолгу смотреть на его невольниц и служанок. Если запах мяса, которое он жарит, может дойти до соседей, то он обязательно угостит этим мясом и соседей.

Он не станет строить высокие здания рядом с соседским участком, дабы на закрывать ему солнце и не создавать препятствия прохладным ветрам. Если же он получит от соседа согласие по этому поводу, тогда другое дело.

Как счастье в этом мире зависит от имана
Аллах призывает нас, людей, к иману и совершению добрых деяний не потому, что Он нуждается в этом. Ведь и так все сотворенное, включая и нас, людей, принадлежит Ему. Иман и праведные дела необходимы нам...
01.06.2021
2079

Во время сбора урожая в саду и огороде он предложит соседу часть собранных фруктов и овощей, или же тайком принесет их к дому соседа. Он сделает это до того, как его собственные дети пойдут на улицу с этими фруктами в руках. Иначе соседские дети могут это увидеть и огорчиться.

Мусульманин постоянно будет беспокоиться о том, что сам никак не может сделать для соседа что-нибудь хорошее. Когда он соберется продавать свой дом, соседу в первую очередь предложит купить его. Если же его сосед будет в отъезде, тогда он отложит продажу, не станет продавать дом посторонним людям без согласия соседа.

Если сосед прислонил свои дрова к его забору, он не станет этому препятствовать. Если сосед попросит воды, соли, муки, закваски для теста и другие подобные вещи, он тотчас отдаст, не станет лишать соседа всего этого.

Он посчитает за большую удачу, если ему удастся обрести глубоко верующего соседа. В хадисе сказано: «Благодаря одному праведному мумину Аллах избавит от бед целых сто тысяч соседских домов» (Таберани «Кебир», 13940; Укайли «Ад-Дуафа», 4/403; Ибн Адий «Камил», 2/274). 

Тот, кто не может стерпеть обиду от кого-либо, должен стерпеть обиду от соседа. Он станет поступать с соседом так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним самим.

Один человек исстрадался от большого количества мышей в доме. Друг предложил ему:

– А ты заведи себе кота.

– Если я заведу у себя кота, тогда мыши убегут к моему соседу и будут его беспокоить. Чего я не пожелаю себе, того не пожелаю и соседу, – сказал тот человек («Ихья улюм ад-дин»).

Достопочтенный Умар (р.а.) говорил: «Относительно человека, заслужившего доверие своих соседей, друзей и родственников, не испытывайте сомнений» (Бегави «Шарх ас-Сунна», 3490).

Ибн Масуд (р.а.) поведал: «Один человек пришел к посланнику Аллаха (с.а.с.) и задал вопрос:

– Как мне понять, добро я сделал соседу или зло?

– Если сосед скажет «ты сделал мне добро», значит, ты сделал ему добро. Если скажет, что ты причинил ему зло, значит, причинил зло, - ответил посланник Аллаха (с.а.с.) («Тухфату᾿ль Абрар»).

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle