• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: «Давайте милостыню бедным»

Время чтения: 4 мин
1781

لِلْفُقَرَاء الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِي سَبِيلِ اللّهِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبًا فِي الأَرْضِ يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَاء مِنَ التَّعَفُّفِ تَعْرِفُهُم بِسِيمَاهُمْ لاَ يَسْأَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللّهَ بِهِ عَلِيمٌ (273)

«Давайте милостыню (также) бедным, которые задержались на пути Аллаха и не могут ездить по земле (чтобы зарабатывать себе на жизнь). Невежда считает их богатыми из-за их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не просят у людей (денег) настойчиво. Все хорошее, что вы потратите, – Аллах знает об этом (и воздаст вам за это)» (Аль-Бакара, 273). 

Передается, что данный аят был ниспослан в отношении асхабу-суффа, число которых доходило до четырехсот человек. Это были самые бедные люди из числа мусульман не имевшие абсолютно ничего, которые во время переселения из Мекки в Медину, по разным причинам были вынуждены оставить всё имевшееся у них имущество в Мекке.

В Медине они были вынуждены жить под навесом, который был сделан специально для них, рядом с мечетью пророка. Эти неимущие мухаджиры посвятили себя изучению Корана (Ахмад Мустафа аль-Мараги, Тафсируль-Мараги, 2, стр. 51).

Это интересно: Почему бедные становятся еще беднее

وَهُوَ الَّذِي أَنشَأَ جَنَّاتٍ مَّعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ كُلُواْ مِن ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُواْ حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ (141)

«И Он – Тот, кто сотворил сады (с растениями), стелящимися по земле (как арбуз) и не стелящимися (возвышающимися над поверхностью земли, как деревья и кустарники), финиковые пальмы и (всевозможные) злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие (некоторые) сходства (в цвете и вкусе) и различия (в цвете, вкусе, размере и запахе). Ешьте (все) эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (ушр и закят) в день сбора урожая. Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных» (Аль-Анам, 141). 

В риваяте, переданном от Абу Алиййи сообщается, что когда была ниспослана та часть аята в которой говорится: «Ешьте (все) эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (ушр и закят) в день сбора урожая», то мусульмане в день сбора урожая помимо закята стали раздавать часть его в виде садака.

Однако, когда это стало переходить границы расточительства, Аллах Всевышний ниспослал заключительную часть этого аята. В которой говорится: «Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных».

Кому дать садака, чтобы получить наибольшее вознаграждение от Аллаха?

В другом риваяте, переданном так же от Абу Алиййи сообщается, что помимо выплаты закята с урожая, люди так же раздавали часть его в виде садака, а затем хвастались друг перед другом, кто из них больше раздал. То есть они раздавали садака доходя до расточительства, исключительно ради показухи.

В риваяте, переданном от Ибн Джурайджа сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении сахаба по имени Сабит ибн Кайс ибн Шаммас. А причиной ниспослания этого аята стала следующая история: в один из дней, он собрал финики и сказал сам себе: «Я буду кормить этими финиками любого, кто сегодня придет ко мне», и каждого, кто приходил к нему, он угощал собранными финиками. Когда же наступил вечер, то он увидел, что все собранные им финики закончились, и у него ничего не осталось для своей семьи. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят: «Но не будьте расточительными (отдавая слишком много и оставляя свои семьи в нужде), ведь Он не любит расточительных». 

В риваяте, переданном от Ибн Аббаса по каналу Абу Салиха, в качестве дополнения указывается, что эти финики были собраны с пятисот финиковых пальм , что показывает степень щедрости или размер розданного садака.

Эти риваяты указывают на то, что данный аят был ниспослан в Медине, об этом же говорил и Заджадж в своем тафсире.

В чем преимущество бедняков по сравнению с богатыми?
Существует мнение, что «неимущие войдут в райские сады в первую очередь». Правильно ли это мнение, и как следует понимать его?
20.12.2021
1643
Социальные комментарии Cackle