• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

За что Абу Ханифа получил прозвище «вкопанный как столб»?

Время чтения: 4 мин
6945

Начало: Каким был отец имама Абу Ханифы?

Не мало трудов учёными первых, и более поздних поколений было написано о моральном облике Абу Ханифы. Во всех биографических источниках говорится, что он был крайне набожным, богобоязненным, кротким, добрым, крайне почтительным к своим учителям и снисходительным к своим ученикам, стойким в учёбе и терпеливым в обучении человеком.

Относительно его поклонений Захаби пишет следующее: «Во многих биографических источниках говорится, что Абу Ханифа проводил ночи в бдении и поклонении, совершая намаз тахаджуд. За его продолжительные простаивания в молитве он получил прозвище «الوتد» или «вкопанный как столб». На протяжении тридцати лет он прочитывал Коран в одном рака’ате ночного намаза тахаджуд. На протяжении сорока лет он совершал утренний намаз с омовением вечерней молитвы».

Ибн ал-Мубарак пишет, что большую часть ночи Абу Ханифа плакал и проводил в поклонении [83]. Мис’ар ибн Кидам [83], описывая ночное поклонение Абу Ханифы, писал:

«Однажды я увидел его совершающим утренний намаз. Став наблюдать за ним после, я увидел, что до самого полуденного он был занят укреплением знаний в группе с другими. После полуденного намаза – до предвечернего, и после предвечернего намаза – до вечернего он также был занят знаниями. Тогда я подумал, уделит ли он хоть немного времени ночному поклонению?

Продолжив свои наблюдения, я стал свидетелем тому, как, придя в уже опустевшую мечеть одетым словно жених, он встал на намаз тахаджуд, который совершал вплоть до самого утра. Когда пришло время утреннего намаза, он поменял одежду и совершил вместе со всеми утренний намаз. Тогда я подумал: если всю ночь он провел в поклонении, что он будет делать днем?

Продолжив свои наблюдения днем, я обнаружил, что этот его день был точно таким же как и предыдущий. Продолжив свои наблюдения ночью, я обнаружил, что и ночные его поклонения были точно такими же, как и в предыдущую ночь. Тогда я дал себе слово, что буду следовать за ним, пока не умру, либо пока не умрет он сам.

За всё время нахождения рядом с ним, я ни дня не увидел его не постящимся, и ни единой ночи я не увидел его пребывающем во сне. Спал он лишь непродолжительное время перед полуденной молитвой». Сам Мис’ар ибн Кидам умер в мечети Абу Ханифы в момент совершения земного поклона [84].

Один из табиинов привел иные сведения: «Я был рядом с Абу Ханифой на протяжении года, и я не видел ни разу, чтобы он хоть ненадолго прилег. Однажды ночью, он стал читать на намазе тахаджуд аят: «Но когда наступит назначенный им час, последствия покажутся страшнее и горче» [85], повторяя это до самого утра.

Другой раз он читал на намазе тахаджуд аят: «Аллах проявил к нам милость и уберег нас от жгучего пламени» [86], и стал повторять его до тех пор, пока не прозвучал призыв на утреннюю молитву [87]. О набожности Абу Ханифы, его наложница, родившая ему ребенка, говорила: «С тех пор, как я узнала его, я не видела, чтобы ночью он хоть раз расстилал свою постель. Он спал лишь между полуденным и предвечерним намазом летом, и в начале ночи в своей мечети зимой».

О причине бдения Абу Ханифы по ночам, его ученик по имени Абу Юсуф рассказывает следующее: "как-то раз, проходя вместе с учителем мимо двух людей, мы услышали: «Это тот самый Абу Ханифа, который не спит по ночам».

Обращаясь ко мне, учитель сказал: «Раз уж Аллах укоренил обо мне среди людей такое мнение, будет мерзко, если до Него дойдет, что я не таков. Клянусь Аллахом, люди будут говорить обо мне только то, каким я действительно являюсь»"[89].

___________________________________________

82 - Ибн Хаджар ал-Хайсами, ал-Хайрат ал-Хисан, стр. 50.

83 - Для больших сведений о жизни Абу Салямы Мис’ара ибн Кидама ибн Захира ибн ‘Убейда ибн Хариса ибн Хиляля ибн ‘Амира ибн Са’са’а ал-Хиляли ал-‘Амири ар-Раваси ал-Куфи см. Ибн Хаджар Тахзиб ат-Тахзиб, X, 113. 

84 - Хатиб ал-Багдади, Тарих ал-Багдад, XIII, 354; Захаби, Тарих ал-Ислам, VI, 135; Лакнави, ал-Фаваид ал-Бахийа, стр. 177.

85 - ал-Камар, 54/46.

86 - ат-Тур, 52/27.

87 - Ибн Хаджар ал-Хайсами, ал-Хайрат ал-Хисан, стр. 50-51; Суютый, Табакат ал-Хуффаз, стр. 73.

88 - Каннуджи, Тадж ал-Мукалляль, стр. 137.

Также по этой теме читайте:

Будет ли человек считаться сподвижником если увидит Пророка (мир ему) во сне?

Может ли душа покинуть тело во время сна?

Правила отхода ко сну по Сунне, которые были подтверждены современной медициной

Islam-today

Социальные комментарии Cackle