Уроки суры Ан-Ниса: «Кем вы были (в земной жизни)?»
إِنَّ الَّذِينَ تَوَفَّاهُمُ الْمَلآئِكَةُ ظَالِمِي أَنْفُسِهِمْ قَالُواْ فِيمَ كُنتُمْ قَالُواْ كُنَّا مُسْتَضْعَفِينَ فِي الأَرْضِ قَالْوَاْ أَلَمْ تَكُنْ أَرْضُ اللّهِ وَاسِعَةً فَتُهَاجِرُواْ فِيهَا فَأُوْلَئِكَ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ وَسَاءتْ مَصِيرًا (97) إِلاَّ الْمُسْتَضْعَفِينَ مِنَ الرِّجَالِ وَالنِّسَاء وَالْوِلْدَانِ لاَ يَسْتَطِيعُونَ حِيلَةً وَلاَ يَهْتَدُونَ سَبِيلاً (98) فَأُوْلَئِكَ عَسَى اللّهُ أَن يَعْفُوَ عَنْهُمْ وَكَانَ اللّهُ عَفُوًّا غَفُورًا (99)
«Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?». Те ответят: «Мы были слабы на земле (и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман)». (Их) спросят: «Разве земля Аллаха не была (достаточно) просторной, чтобы вы могли переселиться (и найти себе подходящее место) на ней?» И обителью им станет Ад. Как же плохо это место! 98- Исключение составляют лишь (действительно) слабые – будь то мужчины, женщины или дети, которые не могут найти способа (переселиться) и не могут найти (для этого) пути. 99- Вот таких Аллах может простить, ведь Аллах — Стирающий грехи, Прощающий» (Ан-Ниса, 97-99).
Эти аяты были ниспосланы в отношении молодых людей, которые приняли Ислам в то время, когда посланник Аллаха ﷺ находился в Мекке, и которые после его переселения в Медину были насильно оставлены в Мекке своими семьями и племенами, и которые в битве при Бадре пришли туда со своим народом и были убиты.
Ибн Хищам приводит имена этих молодых людей: Аль-Харис ибн Зам`а ибнуль-Асвад, Абу Кайс ибнуль-Факих ибнуль-Мугира, Али ибн Умаййа ибн Халеф, Аль-Ас ибн Мунаббих ибнуль-Хаджадж (Абу Мухаммад Абдульмалик ибн Хишам, ас-Сиратун-Набавиййа, 1/601-604; Табери, Джамиуль-Байан, 1/641).
В риваяте, переданном от Икримы, называются следующие имена: Кайс ибнуль-Факих ибнуль-Мугира, Кайс ибнуль-Валид ибнуль-Мугира, Абуль-Ас ибн Мунаббих ибнуль-Хаджадж.
В риваяте, переданном от Мардуййа упоминаются следующие имена: Кайс ибнуль-Валид ибнуль-Мугира, Абу Кайс ибнуль-Факих ибнуль-Мугира, Аль-Валид ибн Утба ибн Рабиа, Амр ибн Умаййа ибн Суфьян и Али ибн Умаййа ибн Халеф.
Бухари в связи с этим приводит следующий риваят: «Некоторые из мусульман (оставшиеся в Мекке и скрывавшие свою веру) отправились на войну вместе с многобожниками, увеличив их число. И вот в одного из них попала выпущенная стрела, убив его, а другой пал от сверкающего меча» (Джаляледдин Абдуррахман ас-Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/120).
В риваяте Ибн Вехба сообщается, что он спросил Ибн Зейда об аяте «Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?» Исключение составляют лишь (действительно) слабые – будь то мужчины, женщины или дети, которые не могут найти способа (переселиться) и не могут найти (для этого) пути».
Ибн Зейд сказал: «Когда пророку Мухаммаду ﷺ было дано пророчество, и когда открылась истинная вера, тогда же появилось и двуличие (нифак). Некоторые люди приходя к посланнику Аллаха ﷺ говорили: «О, посланник Аллаха! Если бы мы не боялись, что этот народ станет причинять нам страдания, то и мы непременно стали бы мусульманами.
Однако мы свидетельствуем, что нет другого истинного Бога кроме Аллаха, и свидетельствуем, что ты Его раб и посланник». Но когда настал день битвы при Бадре и когда многобожники поднявшись на эту битву сказали:
«Никто не останется позади нас. Если же кто-то останется, то мы сожжем его дом и будем считать его имущество дозволенным для себя», то те, кто говорил посланнику Аллаха ﷺ те слова, отправились на эту битву в рядах многобожников.
Часть из них была убита, а часть попала в плен. Что касается тех из них, которые были убиты, то в отношении них Аллах Всевышний ниспослал аят: «Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?». Те ответят: «Мы были слабы на земле (и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман)». (Их) спросят: «Разве земля Аллаха не была (достаточно) просторной, чтобы вы могли переселиться (и найти себе подходящее место) на ней?». И обителью им станет Ад. Как же плохо это место!».
Затем, приняв оправдания тех из них, кто был честен и верен, Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: «Исключение составляют лишь (действительно) слабые – будь то мужчины, женщины или дети, которые не могут найти способа (переселиться) и не могут найти (для этого) пути. Вот таких Аллах может простить, ведь Аллах — Стирающий грехи, Прощающий».
Те из них, кто попал в плен к мусульманам, говорили: «О, посланник Аллаха! Ты знаешь, что мы приходили к тебе и свидетельствовали, что нет другого истинного Бога кроме Аллаха, и свидетельствовали, что ты Его раб и посланник. Мы вышли с этим народом (многобожниками), потому что боялись их».
Читайте также: «Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим Пророком ﷺ ?»
И тогда Аллах Всевышний ниспослал следующие аяты:
«О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: «Если Аллах знает, что в ваших сердцах – благо (искренняя вера), то Он даст вам лучшее, чем то, что забрали у вас (то есть выкуп, — увеличит вам многократно достаток в этой жизни и подарит награду в жизни вечной), и простит вас (и ваши грехи). Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (искренних верующих). 71. А если они (пленники) захотят предать тебя (обманув), то ведь до того они предали Аллаха (будучи язычниками до Бадра), так что Он дал вам силу над ними. И Аллах — Знающий, Мудрый» (аль-Анфаль 8/70-71) (Табери, Джамиуль-Байан, 5/149-150).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса сообщается, что мусульмане, оставшиеся в Мекке и скрывавшие свою веру, стали причиной ниспослания не только этих, но и других аятов.
В риваяте, приведенном Ибн Джариром, Ибнуль-Мунзиром, Ибн Аби Хатимом и Байхаки сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Некоторые из мекканцев стали мусульманами, но скрывали свою веру. В день битвы при Бадре они вышли вместе с многобожниками, находясь в их рядах, и некоторые из них были убиты в этой битве.
В отношении них мусульмане говорили: «Они наши товарищи, они были принуждены сражаться в рядах многобожников». И тогда был ниспослан аят: «Поистине, тех, кого ангелы упокоят навредившими самим себе (своим неверием), они спросят: «Кем вы были (в земной жизни)?». Те ответят: «Мы были слабы на земле (и не могли открыто заявить о своей вере и переселиться в земли мусульман)».
Мусульмане, жившие в Медине написали этот аят в письме, адресованном мусульманам, живущим в Мекке и скрывающим свою веру, чтобы те знали, что в случае, если они умрут среди многобожников, то их оправдания не будут приняты.
После этого мусульмане, оставшиеся в Мекке, собрались и отправились в путь, чтобы переселиться в Медину. Когда многобожники узнали, что они покинули Мекку, то бросились за ними в погоню, и схватив их вернули обратно.
Некоторые из них поддавшись фитне, отреклись от своей веры. И вот в отношении таких людей Аллах Всевышний ниспослал следующий аят:
«Среди людей есть те, кто говорит: «Мы уверовали в Аллаха». Но когда им приходится принять муки ради Аллаха, они принимают трудности (исходящие) от людей за наказание от Аллаха» (аль-Анкабут 29/10).
Мусульмане, жившие в Медине, написали этот аят в письме и отправили мусульманам, оставшимся в Мекке, после чего те, кто скрывал свою веру впали в отчаяние, потеряв всякую надежду. Тогда был ниспослан аят:
«Поистине, твой Господь прощает и милует тех, кто переселился (к мусульманам) после того, как они были подвергнуты искушению (для того, чтобы они отреклись от своей веры), а затем сражались (с неверующими) и проявляли терпение (перенося все трудности на этом пути)» (ан-Нахль 16/110).
Мединские мусульмане снова написали письмо мусульманам Мекки, скрывавшим свою веру, в котором был упомянут этот аят, написав так же: «Аллах указал вам был путь выхода». Получив это письмо, мусульмане Мекки снова собрались и отправились в путь, чтобы переселиться в Медину. Узнав об этом, многобожники снова бросились в погоню и настигли их. Те из мусульман, кто смог спастись, спаслись бежав в Медину, другие же были убиты многобожниками» (Табери, Джамиуль-Байан, 5/148; Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/176-177).
В соответствии с риваятом, переданном Авфи от Ибн Аббаса данные аяты были ниспосланы в отношении тех, кто не отправился с посланником Аллаха ﷺ на войну, а остался позади. И тех из них, кто умер, так и не встретив посланника Аллаха ﷺ, ангелы били по лицам и спинам (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/177).
По сути, между этим и предыдущим риваятом нет никакой разницы с точки зрения содержания.
Что те, кто, уверовав остался в Мекке скрывая свою веру, и те, кто отказался выйти с посланником Аллаха ﷺ в военный поход, в конечно счете ослабили ряды мусульман перед лицом врага, вместо того чтобы поддержать и усилить ряды верующих. И такие люди достойны лишь порицания, о чем ясно говорится в этих аятах.
Автор: Islam Today