Реклама
Вероучение / Начинающим

«Держи богатство в руках, но не в сердце...»

1676

Как мусульманин должен относиться к деньгам?

Как мусульманин должен относиться к деньгам?

Никто не будет спорить с тем, что у человека имеются определенные материальные, физические потребности. Мы нуждаемся в пище, одежде, жилье, развлечениях. Большинство людей к тому же имеет семью – родителей, супругов, детей, о нуждах которых также необходимо заботиться.

Для этой цели мы ходим на работу, зарабатываем деньги, которые впоследствии тратим на удовлетворение всех этих потребностей. Поэтому для человека будет совершенно естественным заботиться о своем материальном благополучии и о благополучии своих близких – покупать себе и близким продукты, одежду и необходимые для жизни вещи, оплачивать жилье и коммунальные услуги.

Нет греха и в том, чтобы сделать жизнь удобнее – к примеру, обставить дом различной бытовой техникой, которая облегчит вашей маме или жене работу по дому, купить автомобиль, который позволит вам быстрее добираться до работы или иных мест в городе. Думаю, не стоит уточнять, что способ зарабатывания на жизнь должен быть правильным и дозволенным – это очевидно для верующих людей.

Однако, тут есть очень опасный момент. Наши мирские желания имеют свойство постоянно расти и увеличиваться. Стремление к накоплению материальных благ может захватить всю душу человека и полностью им овладевать.

Нет проблем, если человек покупает себе один костюм или платье, - чтобы у него была одежда; также совершенно нормально, если человеку хочется, чтобы у него было еще несколько комплектов одежды – на зиму и на лето, либо на смену – если одежда испачкается и будет нуждаться в стирке. Нет проблем, чтобы у человека была нарядная одежда – для обычных дней и для праздничных.

Но когда у него в шкафу висит несколько десятков самой разнообразной одежды – костюмов или платьев, юбок или брюк, шарфиков, галстуков, пиджаков – на самые разные случаи жизни, на теплое и холодное время, на работу и в гости, подобранные по цветам к обуви или сумкам, а человек все равно считает, что ему нечего надеть, и всякое свободное время проводит в магазинах, то у него уже явно проблемы.

Если человек покупает себе новый смартфон или планшет, поскольку старый уже совсем плохо работает, это тоже нормально. Но если он покупает себе смартфон каждый год – даже если старый идеально работает – только потому, что появилась новая и более современная модель (хотя старая ничем не хуже), это тоже явное увлечение потребительством и накоплением.

Исцеление от «черной пятницы» - как мусульманину не превратиться в шопоголика?

Исцеление от «черной пятницы» - как мусульманину не превратиться в шопоголика?

Ради этой же страсти к накоплению люди каждый год меняют машины – самую красивую и скоростную модель на еще более современную и роскошную, стремятся непременно жить в престижном районе города, отдавать детей в самые дорогие и престижные школы, каждый год ездить на модные курорты.

Человек при этом не замечает, как забывает старых друзей, что месяцами не навещает родителей, что его детям нужны не дорогие игрушки и развлечения, а родительское внимание и доброе слово, что он и его жена – уже давно чужие люди, хотя живут много лет под одной крышей.

Стремление к богатству иссушает его душу, лишая его любви, доброты, милосердия, участия к людям. Если у него просят денег на благотворительность, он дает самую малость – только из приличия, чтобы не прослыть совсем уж скупым, либо дает крупную сумму только тогда, когда знает, что это придаст ему веса в глазах окружающих.

И только когда жизнь уже почти прошла, у него уже нет сил работать, он с удивлением останавливается и осознает, что потратил свою жизнь на пустые вещи – а о настоящих ценностях не задумывался. Его дети выросли и покинули его дом – а поскольку он не позаботился, чтобы выстроить с ними подлинно теплые отношения, их общение сводится к формальным телефонным звонкам несколько раз в месяц.

Друзей он в погоне за наживой растерял, родственникам не помогал – и теперь он оказывается совершенно один. Но, к сожалению, уже поздно что-то изменить. Пророческий хадис описывает такое состояние человека:

«И если бы у сына Адама была долина, он непременно захотел бы иметь вторую, а если бы он имел две долины, он непременно захотел бы иметь с ними третью. Нутро сына Адама не наполнит ничто, кроме земли…» (Ахмад и ат-Табарани).

Из всего вышесказанного иногда делается неправильный вывод – что стремление к обеспеченной жизни само по себе грешно, что верующий человек должен быть аскетом, должен жить чрезвычайно бедно, чуть ли не в нищете, любые – даже самые небольшие деньги – портят и развращают его.

Такие очень ревностные – но, к сожалению, не очень рассудительные - верующие иногда решают бросить все мирские дела и заботы, оставить работу, заботы о пропитании, а посвятить себя полностью молитвам и поклонению. И подобный вывод будет также неправильным.

Всем известно, что такие великие сподвижники, как Абу Бакр, Умар или Усман (да будет доволен ими Аллах) были очень богатыми людьми – однако, вряд ли кто-то сможет упрекнуть их в недостаточном благочестии. Наоборот, благодаря своему имуществу они имели возможность оказывать множество благодеяний исламской общине – они выкупали рабов-мусульман от злых хозяев, помогали неимущим среди сподвижников, на их средства снаряжалось войско мусульман. 

Дуа Пророка (мир ему), которую нужно читать и бедным, и богатым

Дуа Пророка (мир ему), которую нужно читать и бедным, и богатым

Правильный ответ заключается – как и всегда – в умении следовать золотой середине и умеренности. Коран наставляет нас:

«Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (28:77).

Верующему человеку не запрещено просить о достатке и хорошем мирском уделе:

«Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни…» (2:201).

Праведные люди, посвятившие всю свою жизнь исследованию сокровенных тайн сердца человека, дали нам очень мудрое наставление: «Держи богатство в руках, но не в сердце».

Нет греха в стремлении к достатку, к желанию обеспечить своих близких всем необходимым, облегчить их жизнь с помощью разных современных приборов и механизмов, съездить с семьей в путешествие, дать детям хорошее образование.

Человек не имеет права отказываться от труда и полезной деятельности в этом мире – даже под предлогом духовного развития и заботы о душе. Но при этом имущество должно служить вам – а не вы ему. Нельзя позволять богатству порабощать вас.

«Лучшие из вас – это те, кто не оставляет мирское ради вечного, и вечное ради мирского. Лучшие – те, кто не становится бременем для других» (хадис приводит имам Суюти в Аль-Джами ас-сагыр).

Чтобы правильно распределить свои приоритеты в жизни, чаще вспоминайте о смерти:

«Трудись так, словно никогда не умрешь. И будь предусмотрителен, словно тебя завтра ожидает смерть».

Ведь в будущий мир вы не сможете взять с собой деньги, автомобили, комфортабельные дома и квартиры и другие предметы роскоши, которыми так гордились здесь. В ином мире будет иметь ценность совсем иная «валюта» - это наши добрые дела, совершенные искренне, ради Всевышнего.

Это необязательно должны быть большие средства, потраченные на благотворительность, это может быть и доброе слово поддержки и утешения, которое было вовремя сказано упавшем духом человеку, и простая улыбка, подаренная окружающим.

Под конец позволю себе привести на эту тему одну поучительную притчу.

Чувствуя приближение смерти, один богатый и мудрый человек подозвал к себе своего сына и сказал ему:

- Сынок, пришло мне время возвратиться к своему Создателю. И к тебе у меня будет последняя просьба – перед тем, как мое тело завернут в саван, надень на меня вот этот старый носок.

Когда отец скончался, и его тело стали готовить к погребению, сын передал людям, занятым омыванием тела покойного, просьбу своего отца. Они удивились и ответили, что религия запрещает это делать – на теле умершего не должно быть ничего, кроме савана.

Сын не поверил и обратился к духовным лицам – муфтиям и имамам, но и они, все как один, заверили, что такой наказ не может быть выполнен, так как он не соответствует исламским нормам захоронения.  И тогда пожилой друг умершего прервал возникший спор, обращаясь к сыну умершего:

— Молодой человек, ваш отец доверил мне письмо, которое я должен был передать вам после его смерти во время его похорон. Вот, возьмите.

С этими словами мужчина передал ему конверт. Сын умершего с изумлением вскрыл конверт и стал читать отцовское послание.

«Мой дорогой сын, ты остаешься единственным наследником моего состояния. Обладание этим имуществом даст тебе большие возможности в земной жизни. Но смотри, не позволяй мирским развлечениям и удовольствиям поработить себя – помни о смерти.

Как видишь, несмотря на все мое богатство, я не смог унести из этого мира даже старый носок. Когда-то и ты покинешь этот мир – хотя я молю Аллаха, чтобы это случилось очень нескоро – и ты также не сможешь ничего взять с собой в могилу, кроме своего савана. Так подумай над этим поучительным примером и веди себя мудро и осмотрительно.

Используй оставленное тебе имущество не для пустых забав и удовлетворения низких желаний, но на том пути, которым будет доволен Всевышний, совершая с его помощью благие дела. Тогда ты обретешь пользу в обоих мирах».

Пусть эти слова послужат и нам уроком.

Анна Кобулова

Также на эту тему читайте:

Поучительная история, которая научит вас быть богатым

Дуа, которую следует читать при возникновении финансовых трудностей

Бедный - значит истинно верующий. Всегда ли это так?

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home