• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Недоверчивость: кому мешает и надо ли избавляться?

Время чтения: 8 мин
3501

Умеренная недоверчивость бывает полезна. Посредством неё мы избегаем разного рода опасностей. Но бывает, что в общении с кем-то вместо здорового скепсиса мы сталкиваемся с гипернедоверчивостью. Её обладатель не доверяет даже себе, а в поведении людей считает обязательным искать подвохи и обман.

Кому мешает?

Любая чрезмерность - помеха в жизни. В том числе, и чрезмерная недоверчивость, вред от которой ощущают:

1. Окружающие.

Общение с недоверчивым человеком радости не дарит. Любая оплошность или непродуманное слово собеседника тут же превращают его в «подлеца-вруна-нечестивца».

Понятно, что о дружбе или добрососедстве говорить не приходится. То же касается и родственного общения – в нём недоверчивый человек так же «ищет и находит» тех, кто поступил или поступит (!) с ним бесчестно и низко. Этот тип беспочвенно подозревает людей в непорядочности, задевает их достоинство, унижает, агрессивно обвиняет, словом - притесняет.

2. Сам человек.

Не имея доверия даже к самому себе, недоверчивый человек не может найти покоя ни в своих решениях, ни в контактах с окружающими, ни в происходящих событиях. Почти всё его пугает или раздражает.

Чтобы уменьшить подобные неприятности в жизни, человек начинает закрываться от людей и дел. В результате, его мир ограничивается узким кругом общения (обычно, вынужденного) и устоявшимся набором нехитрых функций (на работе, по дому). Жизнь протекает без развития, интереса, красок.

3. Отношения с Аллахом.

Недоверчивый человек воспринимает жизнь через призму своих подозрений и недобрых ожиданий. По этой причине он отворачивается от многих возможностей и шансов, даруемых Аллахом. В результате, немало из того, чем Всевышний его наделяет - способности, силы, время и пр. - остаётся нереализованным (ни для себя, ни для людей), можно сказать, пропадает в исрафе.

Неблагодарный и запуганный он обкрадывает себя и окружающих. Потому что во всём и везде подозревает неладное. Но ведь всё происходит по Воле Аллаха. И если это всё – «подозрительное и неладное», то выходит, что несчастный грешник позволяет себе плохо думать…о Создателе? Даже объяснять не нужно, как это опасно.

Чем пугает?

Недоверчивый человек многого боится. Его страшат события, люди, решения, изменения… словом – жизнь. Чем больше он укрепляется в своей недоверчивости и подозрительности, тем больше отдаляется от правильного понимания жизни, и значит, тем слабее его защита от шайтана. А тот всегда готов навредить человеку. Например, лишний раз его запугать - сложностью задачи, опасностью её решения, обманом людей, материальными потерями и т.п.

Враг сынов Адама спекулирует на одной из главных человеческих эмоциях - на страхе. Чего же, на самом деле, боится недоверчивый человек? Похоже, ему страшно получить, вместо спокойствия или успеха, разочарование или поражение, а ещё хуже – конфликт или проблему. Его страшит необходимость и ответственность дальнейших шагов. Чтобы со всем этим «не возиться», ему легче отказаться даже от заманчивых перспектив. Не выясняя, надёжны они или нет, он трусливо торопится от них отвернуться.

Можно ли избавиться?

От разрушительной недоверчивости нужно пытаться избавляться. Для начала, важно осознать эту черту в своём поведении и честно себе в этом признаться. Затем - научиться в «подозрительных» случаях не торопиться с отрицательными заключениями. Необходимо привыкать выяснять их обоснованность и только после этого принимать какие-либо решения или делать выводы.

И всё же без работы с нафсом (эго) не обойтись. Недоверчивый человек в душе может быть добрым и чутким. Но, попав на удочку шайтану, мучается сам и притесняет других. По Воле Аллаха, при желании и серьёзных усилиях, можно лечить душу.

Для этого необходимо:

· Многократно просить прощения у Аллаха, в том числе и за плохие ожидания от будущего, по причине недоверия Его Милости и Помощи.

 · Сделать свою Ибаду (поклонение) более серьёзной и усердной. Для этого больше узнавать о сути и смысле религиозных ритуалов. 

· Включить в каждый свой день дополнительные виды поклонения, в том числе зикры (поминание Аллаха и Его Сифатов) и салаваты Пророку Мухаммаду, Мир ему.

· Часто и искренне просить Аллаха - о защите от шайтана, о воспитании своего нафса, о прощении прошлых грехов и избегании их в будущем.

Это – только начало пути. Если не медлить и ступить на него сейчас, то в дальнейшем Аллах расширит возможности, чтобы успешно дойти до цели – победить болезненную недоверчивость. Ин ша Аллах.

 

Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle