Мусульмане делают добро только из корысти?
Некоторые люди считают ислам корыстной религией, так как в ней часто упоминается о наградах, получаемых за совершение благодеяний. Дескать, мусульмане делают добро не от чистого сердца, а только ради определённых бонусов…
Во многих аятах и хадисах действительно говорится о различных наградах (саваб), уготованных верующим практически за каждый богоугодный поступок, будь то терпение, доброе слово, помощь или усердие в молитвах. Например, в следующих религиозных текстах сказано:
«Однажды сподвижники спросили пророка ﷺ: «О, посланник Аллаха! Мы уверовали в тебя и последовали за тобой, но есть ли кто-либо, чья награда величественнее нашей?» Пророк ответил: «Что препятствует вам уверовать, когда посланник Аллаха находится среди вас и приходит к вам с откровением с небес?! Однако будет после вас народ. Им явится Книга (Коран) в твёрдом переплёте, и они уверуют в неё, и будут совершать деяния в соответствии с ней. Их награда будет величественнее вашей!» (Бухари).
«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за каждое доброе дело воздастся десятикратно, и я не говорю, что «Алиф, Лям, Мим» – это одна буква. Нет, Алиф – буква, Лям – буква и Мим – буква» (Бухари).
«Скажи Моим рабам, которые уверовали: «Бойтесь вашего Господа! Тем, которые совершили добро в этом мире, уготовано добро. Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (Аз-Зумар, 10).
Подобные изречения волей-неволей могут подвести к вышеупомянутому выводу, представляя религию некой небесной коммерческой организацией. Однако, вера всегда связана с таким чувством как искренность. Ведь верить в то, чего не видишь, значит, верить и видеть сердцем, а сердце – это место любви и искренности. В нём нет места низменной корысти.
Поэтому, награды, обещанные Всевышним, оцениваются с двух позиций.
Награда – как показатель величия и щедрости Аллаха
О причинах сотворения миров сказано, что Аллах Джалля Джалялуху изначально был скрытым сокровищем. Был Он один, и не было ничего. Он пожелал стать узнанным, создал миры душ и тел по своей любви. В этих созданных мирах Господь пожелал показать красоту своей Милости, совершенство своего могущества, величие своего величия, изобилие своих благ, разнообразие, многочисленность своих творений и раскрыть тайны мудрости!
Аллах, будучи самодостаточным, не нуждающимся ни в чём, создал все блага для своих рабов, и покорных из них желает одаривать подобающей ему щедростью. Духовная валюта – показатель великодушия Господа, отражение его довольства. И верующий, на самом деле, стремится не к материальной награде, а к довольству Творца по причине любви к нему.
Мусульмане совершают добро не ради бонусов, как может показаться, но, понимая, что каждое существо – есть ценное творение любимого Господа, достойное оказания милости!
Награда – как показатель нужды человека
Человек и все остальные творения созданы нуждающимися, зависящими от рахманията (всеобъемлющей милости) Аллаха, при прерывании которого хотя бы даже на мгновение, ничто не может продолжить своего существования.
Только Он является источником милости – ар-Рахман, Самодостаточным – ас-Самад и в нём нуждается абсолютно всё! Такое зависимое положение человека – первый показатель того, что он принадлежит более сильному, своему хозяину, от которого нисходят блага, даруется всякая, обретаемая им милость. Это признак раба, некогда не существовавшего, и вот, сотворённого по воле его Творца. Потому в Коране сказано:
«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» («Марьям», 93).
И как прекрасно, когда этот хозяин безгранично щедрый, заботливый, любящий свои творения! Поощряя же наградой за благое, Всевышний призывает верующих сохранять и множить эту милость среди творений, воспитывает в них возвышенные качества.
Всё в этом мире имеет цель научить человека познавать своего Господа и самого себя. Поэтому всегда и во всём существуют эти две позиции: Дарующий Всевышний Создатель и нуждающийся в нём его раб. Даже вдох и выдох напоминают нам об этой истине: Аллах – Зуль-Джаляли валь-Икрам – обладатель величия и радушия. Ведь он сначала показывает свои силу и величие, ввергая человека в нужду (дабы тот помнил о своей сотворённости), а после – своё радушие и милость, щедро одаривая благами.
Айна Замаева