• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Кто с людьми грешными находится, тот от своих деяний обездоленным является..."

Время чтения: 2 мин
1762

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

 

Глава 46. Разъяснение того, что всякий, кто находится с грешником, тот научится [от него] дурным деяниям и коварству, подобно тому, как виноградина приобретает цвет [другой] виноградины

 

Кто с людьми грешными находится,
Тот от своих деяний обездоленным является.

Люди его возненавидят,
Денно и нощно будут проклинать его.

Поскольку сущность его такая вредительская,
Если дружить с ним будешь, это будет кокетством.

Повсюду и везде он таким образом кокетничает.
Поскольку подлым нафс является, жеманничает он.

Деяния его подобны змеям или скорпионам.
Злонравен он, хотя и является [одним] из этих людей.

Враждует он то с одним, то с другим,
Камни упреков в двери каждого бросает.

Даже если дорогим его считаешь на протяжении [многих] лет,
Ногами попрет тебя он неоднократно.

У дурного нафса пять таких свойств [есть].
Разъясню я тебе, о прелестный!

Первое – это льстивое обхождение со всеми подряд,
А затем [следует] затаенная в сердце злоба.

Третье свойство его состоит в том,
Что кажется он суннитом, но является безбожником.

В-четвертых, каковы его слова?
Лицемерны [они]. Занятия и деяния его [сопровождаются] насилием и грубостью.

Знаешь ли, каково его пятое свойство?
Состоит оно в том, что говорит он всем подряд, кто он такой.

Если отстранишься ты от такого человека,
Запустевшее сделаешь ты благоустроенным.

Сказал я то, что следовало сказать, передал [тебе], о дорогой!
Дабы отличал ты хорошее от плохого.

Кто спутником султана становится,
Тот оказывается защищенным от тюрьмы и воров.

Кто сблизится с праведником,
С тем дружбу ты избери, о брат!

Кто общается с плохим, тот станет плохим,
Сердцу и глазам станет противным.

От такого отдались, не прикасайся [к нему].
Суть дела такова! Такова суть дела!

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle