«Когда бедность стала полной, это и есть Аллах»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 72. Разъяснение того, что шейху нужны [жизненные] средства, а дервишу они не дозволяются
Послушай теперь о качествах чистых шейха,
А затем расскажи о том дервише Великого [Господа].
Шейх подобен морю, полному жемчужин,
А дервиш в нем подобен жемчужине.
У шейха должны быть благие знания и деяния,
А дервиш свободен от всего, кроме Аллаха.
Шейху пригодны четки и молитвенный коврик,
А дервиш стыдится и брезгует ими обоими.
На шейхе должна быть хирка,
А у дервиша не должно быть этого.
Шейху нужны обитель и уединение,
А для дервиша является это унижением.
У шейха должны быть мюриды, а также наставник,
А дервишу это и на ум не приходит.
Для шейха хадж и посты поклонением являются,
А дервиш этого всего избегает.
У шейха есть тысячи подобных дел,
А у дервиша – отрицание их всех.
Шейху пригодны [султанское] жалованье и вакфы,
А дервишу не достается [ничего] из этого числа.
Шейх таков со своими людьми,
Какими являются умма и ее пророк.
Дервиш свободен от всего этого,
От нужды он освободился, подобно субстанции.
Сказал Посланник: «[Когда] бедность стала полной, это и есть Аллах» (тамм аль-факр фахувва-Ллах),
Эту весть от того Царя Царей прими.
Посему ищи полноту бедности в том дервише.
Тот дервиш в двух мирах бесподобным является.
Нисколько не нуждается он в шейхе,
Целью он имеет совершенную бедность.
Посему он всем является, а все является им.
Какова необходимость шейху с ним разговаривать?
Тот очистившимся, а этот увязшим является,
Ненавистно ему все, помимо Истинного (Хак).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.