• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Какой грех самый большой перед Аллахом?»: ответ из Корана

Время чтения: 4 мин
402

Фото: Ислам-тудей.

Фото: Ислам-тудей.

وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا
الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ
الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ
وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي
شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Аллах обещал верующим, совершавшим хорошие поступки, сделать их наместниками на земле [вместо неверующих], как Он делал наместниками тех, кто жил до них [верующих прошлых общин]. Он обязательно укрепит для них религию, которой Он доволен для них [Ислам]. Он заменит им опасность [со стороны неверующих] безопасностью [и Аллах выполнил это обещание]. Они поклоняются Мне и не приравнивают никого ко Мне. А кто после этого [упомянутых благ] откажется уверовать, те – нечестивцы» (Ан-Нур, 55).

После того, как в Худайбии мекканские мушрики не разрешили Пророку ﷺ и его сподвижникам совершать умру и не пустили их в Мекку, мусульмане сказали: «Эх, позволил бы нам Всевышний Аллах завоевать Мекку!» Вслед за этим был ниспослан этот аят (Ибн аль-Джаузи, VI, 58).

Однако Ибн аль-Джаузи посчитал это высказывание не очень достоверным и сопроводил упоминанием о предпочтительности первого высказывания.

«Кто действует в рамках предопределения Аллаха, тот – в Раю»

وَإِذَا بَلَغَ الْأَطْفَالُ مِنكُمُ الْحُلُمَ فَلْيَسْتَأْذِنُوا كَمَا اسْتَأْذَنَ
الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِي

«И когда ваши дети достигнут совершеннолетия [по Шариату], то пусть просят разрешения [войти всегда], как просят разрешения взрослые. Так Аллах объясняет вам Свои знамения. И Аллах – Знающий, Мудрый» (Ан-Нур, 59).

Согласно риваяту Ибн Абу Хатима от Саида ибн аль-Мусайаба, тот говорил: «Человек должен просить дозволения войти к своей матери. Ведь об этом был ниспослан аят: «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше них» (Алуси, внп, XVIII, 216).

وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهًا آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ
الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَامًا
يُضَاعَفْ لَهُ الْعَذَابُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَيَخْلُدْ فِيهِ مُهَانًا
إِلَّا مَن تَابَ وَآمَنَ وَعَمِلَ عَمَلًا صَالِحًا
فَأُوْلَئِكَ يُبَدِّلُ اللَّهُ سَيِّئَاتِهِمْ حَسَنَاتٍ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا

«И они не поклоняются помимо Аллаха другим богам, не убивают без права на это тех, кого запретил [убивать] Аллах, и не прелюбодействуют. Кто совершит [что-то из этого], получит наказание. Удвоится ему наказание в Судный день, и он вечно пребудет [в Аду] униженным. За исключением тех, кто покаялся, уверовал и совершал хорошие поступки. Их дурные дела Аллах заменит хорошими, ведь Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Фуркан, 67-80).

В риваяте от ‘Абдуллаха ибн Масуда он рассказывает так: «Я спросил у Расулюллаха ﷺ: «Какой грех самый большой перед Аллахом?», и он сказал: «В то время, как Аллах сотворил тебя, считать кого-то равным Ему».

«Потом какой?» – спросил я. «Потом убийство тобой твоего ребенка из боязни, что он станет кушать вместе с тобой».

«Потом какой?» – спросил я. «Прелюбодеяние с женой твоего соседа», – сказал он. И в подтверждение этих слов Расулюллаха ﷺ был ниспослан аят: «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха...» (Имам аль-Бухари, Тафсируль-Куръан, 25/2; Адаб, 20; Дият, 1 ; имам Муслим, Иман, 142; Ахмад ибн Ханбаль “Муснад”, I, 380, 431).

Фото: FOTOKITA / shutterstock.com/ru

Фото: FOTOKITA / shutterstock.com/ru

Согласно другому риваяту от Ибн ‘Аббаса, дошедшему через Джурайджа, в связи с этим случаем был также ниспослан аят:

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Аз-Зумар, 53) (Ибн Касир, VI, 135).

Согласно одному риваяту, дошедшему от Ибн ‘Аббаса, аят «Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха...» был ниспослан в Мекке и позже был отменен одним аятом (93-й аят) из суры «Ниса».

Однако в соответствии еще с одним дошедшим от него риваятом, этот аят был ниспослан одним из самых последних и ни в каком виде не был объектом отмены. Кроме всего прочего, в аяте из суры «Ниса» речь идет о муминах, а в этом аяте говорится о многобожниках (Имам аль-Бухари, Тафсируль-Куръан, 25/2, 4). Лучше всего известно Аллаху.

Из книги «Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle