Какая садака является наилучшей?
إِن تُبْدُواْ الصَّدَقَاتِ فَنِعِمَّا هِيَ وَإِن تُخْفُوهَا وَتُؤْتُوهَا الْفُقَرَاء فَهُوَ خَيْرٌ لُّكُمْ وَيُكَفِّرُ عَنكُم مِّن سَيِّئَاتِكُمْ وَاللّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ (271)
«(О, Мухаммад! Скажи тем, кто спрашивает: «Как лучше давать милостыню: скрыто или явно?») Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете (ее) и отдадите бедным, так будет лучше для вас. И Аллах простит вам часть грехов. Аллах знает обо всем, что вы делаете» (Бакара, 271).
Из этого аята следует, что лучше давать милостыню тайно, чем открыто, потому что благое дело, совершенное тайно, лучше, кроме случаев, когда в открытом благодеянии будет определенная польза: например, призыв к людям поступать так же. В этом случае помогать открыто лучше, однако в своей основе скрытая милостыня лучше публичной (Ибн Касир).
Ибнус-Саиб говорил: когда был ниспослан аят «И что бы вы ни потратили, какой бы обет ни дали, поистине, Аллах знает об этом. И для злодеев не будет помощников» (Бакара, 270), сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Что лучше, милостыня, поданная тайно, или милостыня поданная открыто?», в ответ на это и был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/325].
В риваяте, переданном по кагалу отца Ибн Абу Хатима от Амира аш-Шаби, по поводу аята «Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете (ее) и отдадите бедным, так будет лучше для вас» он говорил следующее: «Этот аят был ниспослан по поводу Абу Бакра и Умара.
Умар принес половину своего имущества и передал его (в качестве пожертвования на пути Аллаха) посланнику Аллаха ﷺ. Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «О, Умар! Что ты оставил своей семье?». Умар ответил: «Половину своего имущества».
Абу Бакр же стараясь скрыть это даже от самого себя, передал (в качестве пожертвования на пути Аллаха) посланнику Аллаха ﷺ все свое имущество. Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «О, Абу Бакр! Что ты оставил своей семье?». Абу Бакр ответил: «Я оставил своей семье то, что обещал Аллах и Его посланник».
Услышав это, Умар заплакал, а затем сказал: «О, Абу Бакр! Когда бы я ни пытался соревноваться с тобой в совершении благих деяний, ты всегда обходил меня» [Ибн Кясир, Тафсируль-Кураниль-Азым, 1/477-478].
В соответствии с риваятом, переданным Абдуррахманом ибнуш-Шурайхом, он слышал, как Язид ибн Аби Хубайб говорил: «Аят «Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете (ее) и отдадите бедным, так будет лучше для вас» был ниспослан по поводу раздачи садака нуждающимся иудеям и христианам» (Табери, Джамиуль-Байан, 3/62).
Автор: Islam Today