Как ночная гроза уберегла мунафиков от многобожия
أَوْ كَصَيِّبٍ مِّنَ السَّمَاء فِيهِ ظُلُمَاتٌ وَرَعْدٌ وَبَرْقٌ يَجْعَلُونَ أَصْابِعَهُمْ فِي آذَانِهِم مِّنَ الصَّوَاعِقِ حَذَرَ الْمَوْتِ واللّهُ مُحِيطٌ بِالْكافِرِينَ
«Или они похожи на тех, кто при дождевой туче в небе, в которой мрак, гром и молния, затыкают пальцами уши (в страхе) от ударов грома, опасаясь смерти. Но Аллах (знанием) охватывает неверующих» (Аль-Бакара, 19).
В соответствии с риваятом, приведенным Ибн Джариром по каналу Судди аль-Кябира от Ибн Аббаса, Ибн Масуда и некоторых других сахабов, два человека из числа мунафиков (лицемеров) Медины, сбежали от посланника Аллаха (с.а.с.) к многобожникам.
Акутально! Читайте также: Кто в исламе считается лицемером?
В пути их застал сильнейший ливень с громом и молнией, о котором упоминает Аллах Всевышний. При каждом раскате грома они затыкали пальцами уши, боясь, что звук грома попадет им в ухо и убьет их.
При каждой вспышке молнии они следовали в ее свете, когда же свет молнии угасал, и они переставали что-либо видеть, то они возвращались назад на прежнее место.
В конце концов измученные и уставшие они стали говорить: «Ах, поскорее бы настало утро! Мы немедленно вернулись бы к Мухаммаду и принесли бы ему клятву верности, уверовав в него».
И действительно, когда настало утро, они уверовали в посланника Аллаха (с.а.с.) и, вернувшись к нему, принесли ему клятву верности, став хорошими мусульманами.
Этот случай с двумя лицемерами, которые вышли из Медины, чтобы присоединиться к многобожникам, Аллах Всевышний сделал примером для других мединских лицемеров.
Когда молния освещает им путь, то есть когда они приобретают мирские блага, много детей, а также трофеи, то они продвигаются вперед, подобно тем двум лицемерам, которые двигались в свете молнии. Они движутся вперед, говоря: «Религия Мухаммада действительно является правильной», и продолжают придерживаться религии.
Когда же перед ними возникает тьма, то есть они теряют свое имущество, своих детей, и когда их постигают какие-то бедствия, то они говорят: «Все это произошло с нами из-за религии Мухаммада».
Тогда они выходят из религии, становясь кяфирами, подобно тем двум лицемерам, которые останавливались после того, как наступал мрак [Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/10-11; Табери, Джамиуль-Байан, 1/119].
От Саида ибн Джубайра передается еще одна причина ниспослания этого аята. Он говорил, что этот аят был ниспослан в отношении иудеев. Они ожидали прихода посланника Аллаха (с.а.с.) в надежде, что он будет из их числа, и что с ним они смогут одержать победу над арабами, и не скрывали своих надежд.
Но когда Посланник (с.а.с.) пришел из числа арабов, они отвергли его. Таким образом, ожидание прихода посланника Аллаха (с.а.с.) здесь уподоблено свету, а их неверие после его прихода уподоблено наступлению тьмы [Фахрур-Разы, ат-Тафсируль-Кябир, 2/74].
Это интересно! Читайте также: Почему иудеи не признали Мухаммада ﷺ в качестве пророка?
(Фото: shutterstock.com).
Автор: Islam Today