Вероучение

6 важных признаков искреннего покаяния

3764

Суть искреннего покаяния

Суть искреннего покаяния

Сколько раз ваша совесть отзывалась внутренним голосом, напоминая вам о совершенных ошибках и допущенных упущениях, опустошая вас морально, после чего вы корили себя: «Я не должен был этого делать»? Сколько раз после этого вы хотели «отмотать» время назад? Сколько раз в вашей памяти вспыхивали неприятные моменты, заставляя вас чувствовать себя подавленно?

Слово тауба (توبة) по-арабски означает «покаяние». Это слово часто встречается в Коране, но суть его одна: обращение к Аллаху в смирении, после ослушания или нарушения Его заповедей.

Аллах предписал всем верующим регулярное раскаяние или «истигфар», потому что человечество сотворено слабым и склонным к совершению грехов.

Аллах говорит в Коране: «…человек создан слабым». (Сура ан-Ниса, аят 28)

Главная проблема человеческого бытия состоит в том, что люди никогда не смогут достичь состояния безгрешности. Те, кого Аллах благословил высшими ступенями праведности и богобоязненности (таква), могут достичь уровня, в котором регулярность их грехов значительно сокращаются, но никто из верующих не может быть защищен от совершения грехов в будущем.

Абдулла бин Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Верующий представляет свои грехи огромной скалой, которая нависает над ним, готовая сорваться на него в любую минуту. Грешник же представляет свои грехи мухой, летающей перед лицом, от которой он отмахивается».

Таким образом, состояние верующего иногда бывает подвержено глубокой тоске от того, что он не может обезопасить себя от совершения грехов и недовольства Аллаха. Разумный верующий осознает это и никогда не успокаивается по поводу своих грехов.

Он знает, что как бы он не сопротивлялся грехам, однажды он опять согрешит. Именно поэтому разумный верующий предпринимает следующие активные меры, чтобы минимизировать количество и тяжесть своих грехов:

- Он стремиться получить знания о тяжести грехов, чтобы знать какие грехи более ненавистны Аллаху.

- Он стремится к совершению благих дел, чтобы тяжесть книги его праведных деяний перевесила в Судный День книгу его грехов.

- Он старается доносить до людей Слово Аллаха, призывает к одобряемому и порицает предосудительное всеми доступными способами, чтобы напомнить себе в первую очередь о том, что разрешено Всевышним Аллахом, а что запрещено.

- Он стремится как можно чаще находиться в обществе благочестивых людей, чтобы он смог осознавать свои грехи, как только он их совершает, а также, чтобы его шансы совершить более тяжкие грехи были сведены к минимуму.

- И последнее, но не менее важное: он устанавливает покаяние неотъемлемой и важной частью своей жизни, зная, что, будучи по натуре человеком, любые грехи, которые он неизбежно совершит, не могут быть смыты ничем, кроме ежедневного и искреннего покаяния и совершения вслед за грехами добрых дел.

В Коране, для обозначения наивысшей чистоты и искренности покаяния, это слово иногда усиливается эпитетом «искреннее»: «О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху с искренним покаянием!» (Сура ат-Тахрим, аят 8)

Также, некоторые Пророки использовали другую форму этого слова, чтобы обозначить их доброжелательность своим народам: «Я доношу до вас послания от вашего Господа, и я для вас — надежный и добрый советчик» (Сура аль-Аграф, аят 68)

Корень этого слова (на-са-ха) приходит в слове насыйхат, что означает искренний совет, совершенный из добрых побуждений.

Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) приводит 6 качеств искреннего покаяния:

1. Немедленное прекращение совершения греха:

искреннее покаяние невозможно без оставления греха. Прекращение совершения грехов – первый шаг к покаянию. Каким бы ни был грех – большим или малым – пока грех продолжает совершаться, покаяния быть не может.

2. Чувство глубокого сожаления от совершения грехов:

это чувство может проявляться по-разному: скорбью и страхом от осознания недовольства Аллаха, тяжелым бременем, подавляющим волю верующего. Верующий, осознавая свои грехи может глубоко переживать и страдать от этого.

Чем выше уровень благочестия верующего, тем острее он испытывает это состояние тоски, и тем сильнее его сожаление. Иными словами, верующий не может продолжать выполнять повседневные дела, ощущая это чувство, и поэтому он спешит к следующему шагу.

3. Признание перед Аллахом в своих грехах:

верующий, осознав свой грех, немедленно стремится к искуплению его в намазе. Он с особым сосредоточением читает в намазе аяты Корана, подолгу совершает рукуг и саджда. Он признается Аллаху, что поступил несправедливо по отношению к самому себе, ослушавшись Аллаха.

Или же, верующий может исповедоваться перед Аллахом в дуа, в котором признается, что совершил грех и просит Его о прощении.

4. Просьба к Аллаху о прощении грехов:

верующий обращается к Аллаху через дуа, упомянутые Пророком (мир ему) или своими собственными словами, надеясь на прощение Аллаха и страшась Его гнева.

5. Твердое намерение не совершать этот грех впредь:

в своем сердце он решительно клянется, что даже не приблизился когда-либо снова к деянию, которое вызвало у него чувство глубокого сожаления и вины, а также гнев Всевышнего.

6. Извинения перед тем, кто стал жертвой совершения греха и предложение искупления:

верующему стоит попросить прощения перед тем, кто мог стать жертвой его греха, а также возместить ущерб. Если же грех совершен в отношении прав Аллаха, то требуется возмещение и восполнение. Например, покаяние за оставленные намазы должно сопровождаться их восполнением. Покаяние за оставленный пост в месяц Рамадан, совершением добровольного поста. Покаяние за оставление выплаты закята должно сопровождаться выплатой неуплаченного в пользу неимущих.

Сообщается, что Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) говорил:

«Аллах сказал: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня!

О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О сын Адама, поистине, если придёшь ты ко Мне с таким количеством грехов, что заполнят они собой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду со Мной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроет собой все эти грехи!”» (Тирмизи)

Islam-today

Также по этой теме читайте:

Если человек ответит за свои грехи в этой жизни, то будет ли он наказан после смерти?

Как понять, принял ли Всевышний покаяние или нет?

6 благ, которыми Всевышний одарит кающихся

Социальные комментарии Cackle
Home