История ниспослания аята: «Душа – из творений Господа. Вам дано знать об этом совсем мало»
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُم مِّنَ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلًا
85. «[Иудеи] Спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]».
В риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху, который приводит в своем сборнике имам ат-Тирмизи, говорится: «Однажды курайшиты сказали иудеям: «Скажите нам что-нибудь, о чем можно спросить у этого человека».
Те сказали: «Спросите его о душе».
Тогда курайшиты пошли к Пророку ﷺ и спросили его о душе, и тогда снизошел аят: «[Иудеи] Спрашивают тебя о душе [благодаря которой живо тело]. Ответь [им]: «Душа – из творений моего Господа. Вам дано знать об этом совсем мало [по сравнению со знанием Аллаха]».
Одна из главных загадок мироздания: Коран о душе
Услышав слова «вам дано знать об этом совсем мало», – иудеи сказали: «Знаний у нас достаточно, ибо тот, кому дан Таурат, обладает многими знаниями!» И тогда снизошел аят: «Скажи [о Мухаммад]: «Если море стало бы чернилами для [записи] слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли слова моего Господа, даже если бы Мы принесли еще такое же количество чернил в помощь».
В одном из риваятов от Икримы также говорится, что в ответ на слова иудеев о том, что им были даны большие знания, был ниспослан не 109-й аят суры «аль-Кахф», а 27-й аят суры «Лукман», который гласит: «Если даже все деревья земли превратились бы в палочки для письма, а море – и семь морей после него – в чернила, то не закончатся слова Аллаха [не смогут все эти палочки и чернила записать их все]. Поистине, Аллах – Достойный, Мудрый».
В одном из риваятов от Катады радыяллаху ‘анху говорится также, что иудеи спрашивали Пророка ﷺ не только о душе, но и о некоторых других вещах (как, например, об уснувших на много лет в пещере юношах и Зуль-Карнайне), и что относительно этого была ниспослана сура «аль-Кахф», о чем будет сказано при рассмотрении причин ниспослания этой суры.
Из книги "Асбабун-Нузуль"