История Харута и Марута: обреченные на мучения от Всевышнего Аллаха
Харут и Марут – два ангела, обреченные на мучения от Всевышнего Аллаха и посланные людям в качестве испытания.
Светило нашей веры и уммы, предводитель ученых Умар ан-Насафи рахматуллахи ‘алейхи в книге «‘Акаид» говорит:
«Поистине, Харут и Марут – два ангела. Они не впали в неверие, не согрешили. Их мучения – назидание от Всевышнего Аллаха, подобное тому, какие страдания пришлось испытывать пророкам в случае ошибок или, например, если по своей забывчивости не выполнили вовремя повелений Всевышнего Аллаха. Эти два ангела наставляют и увещевают людей, идущих изучать колдовство:
«Мы – смутьяны для людей. А колдовство – большой грех. Колдовать, думая, что это разрешено – неверие. Не учись колдовству». Если изучающие колдовство не внимут проповоди ангелов, и они, несмотря ни на что, захотят колдовать, то ангелы научат их этому».
Рамадан-эфенди в комментариях к «‘Акаид ан-Насафи» передал со слов имама Фахрур-Рази рахимахуллахи: «Есть две причины того, почему Аллах Табарака ва Та‘аля направил этих двух ангелов в колодец в Бабиле (Вавилоне), чтобы обучать людей колдовству.
Причина первая: для испытания Своих рабов. Если человек ради довольства Аллаха оставит занятия колдовством, не будет изучать это дело, то будет достоин милости Всевышнего, получит свою награду. Если же человек изучит колдовство и будет колдовать, то станет неверующим, обреченным на вечные страдания.
Это интересно: Кто такие Мункар и Накир?
Причина вторая: в прежние времена были очень распространены знания о колдовстве. Джинны и шайтаны отправлялись на небеса, подслушивали ангелов и снабжали колдунов нужными сведениями. Колдуны полагали, что это – откровение свыше (вахи), показывали чудеса, называли себя пророками и развращали народ.
Поэтому Всевышний Аллах отправил людям этих двух ангелов, которые учили колдовству. Он отправил их, чтобы люди отличали неверующих колдунов, ослушавшихся Всевышнего и выдающих свои слова за откровения, от истинных откровений Всевышнего; магию колдунов, выдаваемых за чудеса, от настоящих чудес, и не велись на слова этих грешников.
Но поскольку эти ангелы учат людей колдовству по повелению Всевышнего Аллаха, то они не впадают в неверие и, следовательно, им не записываются грехи, а их страдания в колодце Бабиль следует трактовать не как наказание за их грехи или нечестивость, а, возможно, как назидание от Всевышнего Аллаха.
Ведь и Адам ‘алейхис-салям забыл о приказе Всевышнего «Не приближайся» и съел плод, положение которого – макрух танзихи, и после он был лишен райских благ и получил мирские заботы.
Шейх Заде рахматуллахи ‘алейхи сказал: «Освоивший «Тафсир» аль-Джалялейн Мухаммад ибн Ахмад и освоивший «Тафсир» аль-Кади Абдулла бин Умар (да смилостивится над ними Аллах) признали следующее предание иудейским рассказом: «После убийства Кабилем Хабиля, ангелы распространяли сплетни об Адаме, и Харут с Марутом были отправлены в наш мир, где они стали грешить, пьянствовать и убивать. Они совершили прелюбодеяние с женщиной по имени Захра».
О верующие братья и сестры, в Благородном Коране ниспослано множество аятов о чистоте ангелов от грехов и всякого неверия. Один из них – следующие слова Всевышнего Аллаха:
وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَـٰنُ وَلَدًا ۗ سُبْحَانَهُ ۚ بَلْ عِبَادٌ مُّكْرَمُونَ ۞ لَا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُم بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ ۞ يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ وَلَا يَشْفَعُونَ إِلَّا لِمَنِ ارْتَضَىٰ وَهُم مِّنْ خَشْيَتِهِ مُشْفِقُونَ
«Они говорят: «Милостивый взял Себе сына». Пречист Он [от этого и любых других недостатков]! Ведь они [ангелы] – почтенные рабы [но не дети Аллаха!]. Они не говорят вперед Него [то есть, говорят только то, что им велено говорить] и поступают согласно Его повелениям. Он знает их прошлое и будущее [то есть все, что они делали и все, что сделают]. Они заступаются только за тех, кем Он доволен [и за кого им разрешают заступиться], дрожа от страха перед Ним». «Аль-Анбия / Пророки», 21:26-28
Приводится в «Тафсире» аль-Кади. Шейх Исмаиль Хакки рахматуллахи ‘алейхи переписал из книги «Раудатуль-ахьяр» на третьей странице первой части тафсира Корана «Рухуль-байан». Всевышний Аллах сделал шайтанов мужского и женского пола, и они не умрут до Судного дня.
Джинны делятся на мужчин и женщин, они рождаются и по истечении определенного времени умирают. Ангелы не имеют пола, не рожают, не едят и не пьют. Ангелы не нуждаются в пище, такова их природа, так как же они могли пьянствовать? Если у них нет половых признаков, как же они могли прелюбодействовать?
«Почему я, пока добирался до могилы, должен забыть Господа?»
Значит, история Харута и Марута, поведанная в «Кысасуль-Рабгузи», ошибочна. Достопочтенный Суфий Аллахияр говорит в своих трудах, что точная история Харута и Марута неизвестна, но верно будет утверждение: поскольку они являются ангелами, то они не грешат.
Как считают Имам А‘зам, Имам Малик, Имам Ахмад ибн Ханбаль рахимахуллахи, колдуну, если это мужчина, полагается смерть, и это наказание – ваджиб (но также учитываются требования времени и эпохи), по аналогии с зиндиком (вышедшим из религии). Но если колдовством занималась женщина, то, по мнению Имама А‘зама, ее следует не казнить, а заключить в тюрьму.
Шейх Абдульваххаб аш-Ша‘рани рахматуллахи ‘алейхи в книге «Мизан аль-Кубра» отмечает: «Зиндик – это человек, отрицающий существование Аллаха, истинность пророков, невечность материи, а также Судный день, полагая, что все творения возникли в этом мире сами по себе» («Рухуль-байан», часть 1, стр. 132).
«Кысасуль-анбия. История пророков»
Фото: elements.envato.com