Вероучение

Главные достоинства поста в месяц Рамадан

19956

Пост – это духовная дисциплина, которая раскрывает в человеке все хорошее.

Пост – это духовная дисциплина, которая раскрывает в человеке все хорошее.

Пост в месяц Рамадан – это школа обучения тому, что даже разрешенное нужно использовать по минимуму. Это такое состояние, которое через практику дает нам знание о том, как тщательно нужно сторониться запрещенного и сомнительного.

Пост – то, что заключает в темницу животное нашего нафса и берет его под контроль, и таким образом создаются обстоятельства, при которых еще ярче проявляются качества истинного человека: доброта, милосердие, сострадательность, щедрость, умение понять, простить, те чувства, которые есть в человеке, но которые иногда могут находиться в глубине натуры невостребованными.

Пост – это духовная дисциплина, которая раскрывает в человеке все хорошее. Пост – это благодатная школа духовного роста, которая помогает осознать ценность благ, имеющихся у человека, пробуждает чувство благодарности и понимания того, кто обладает меньшим или недостаточным уделом.

Аяты Корана и хадисы побуждают мусульман к соблюдению поста, восхваляют тех, кто его соблюдает, и обещают им милость и довольство Аллаха Всевышнего и вознаграждение. В 35 аяте суры аль-Ахзаб перечисляются десять качеств, обладателям которых будут дарована милость и большое вознаграждение, одним из этих качеств является соблюдение поста: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение и великую награду» (аль-Ахзаб, 33/35).

Этот аят одновременно указывает на то, что с точки зрения поклонения и нравственности между мужчинами и женщинами не существует разницы, а также на  качества, которыми должен обладать каждый мусульманин, и на то место, которое занимают обладатели этих качеств перед Аллахом, и на обещанное им вознаграждение.

1. Пост является одним из тех видов поклонения, за которое дается очень большая награда.

Поскольку пост является действием, к которому почти не может быть примешана показуха, он отнесен к тем видам поклонения, за которые дается наибольшее вознаграждение.

В одном из хадисов говорится: «Вознаграждением за каждое благодеяние, совершенное человеком, станет от десяти до семисот вознаграждений. Аллах Всевышний сказал: «Кроме поста. Так как пост – для Меня, и вознаграждение за него дам Я сам. Так как соблюдавший пост ради Меня отказался от еды, питья и страстей» (Муслим, Сыям, 164; Тирмизи, Саум, 55).

В этом хадисе делается акцент на два момента: первое – то, что пост соблюдается только ради Аллаха, то есть в этом виде поклонения отсутствует показуха, второе – то, что за искренний пост Аллах Всевышний дарует большое вознаграждение. Причиной, по которой за пост дается большое вознаграждение, является то, что человек отказывается от пищи, питья и страсти совершенно искренне, только ради Аллаха, не стремясь к какой-либо выгоде. И действительно, к таким видам поклонения, как намаз, закят и хадж, в какой-то мере может быть примешена показуха, поскольку эти виды поклонения видны другим. Однако пост является тем видом поклонения, который известен только рабу и Аллаху. 

2. Пост месяца Рамадан является искуплением грехов.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек может впасть в греховное из-за детей, имущества или соседей. Намаз, пост и закят станут искуплением его грехов» (Бухари, Саум, 3).

«Тому, кто будет поститься в месяц Рамадан, искренне веря и надеясь на вознаграждение, Аллах Всевышний простит прошлые грехи» (Бухари, Саум, 6).

В этих хадисах говорится о том, что все грехи постящегося будут прощены без указания на то, большие грехи имеются в виду или малые. Однако, подойдя к этому вопросу с точки зрения Корана и сунны в целом, нужно отметить, что, для того чтобы избавиться от таких грехов, как употребление спиртного, азартные игры, воровство или посягательства на права других, необходимо принести покаяние с соблюдением всех необходимых условий и возместить потерпевшим их права.

3. Одни из ворот рая, именуемые Раййан, будут предназначены для постившихся.

В одном из достоверных хадисов об этом говорится следующее: «В раю есть ворота, именуемые Раййан, в Судный день в них войдут только те, кто держал пост, никто другой кроме них не сможет войти в эти ворота. (В воротах рая) будет возвещено: «Где соблюдавшие пост?». (Постившиеся придут) и войдут через эти ворота в рай, после того как в них войдут последние, эти ворота закроются, и уже никто не войдет через эти ворота в рай» (Муслим, Сыйам, 166).

Из этого хадиса мы понимаем, что ворота Раййан предназначены для тех, кто соблюдал пост, и, в связи с этим, мусульмане, соблюдавшие пост будут вознаграждены раем и спасены от ада.

Для того чтобы постившийся верующий смог войти в рай, он также должен выполнять другие религиозные обязанности и избегать совершения больших грехов. В следующем хадисе ясно говорится об этом: «Нет ни одного мусульманина, совершавшего пятикратный намаз, соблюдавшего пост месяца Рамадан, дававшего закят и избегавшего совершения семи больших грехов, для которого не были бы открыты врата рая. Ему будет сказано: “Входи в рай с миром”» (Мунзири, хадис № 452). 

4. Беспричинное несоблюдение поста является большим грехом.

Мусульманин, не соблюдавший пост месяца Рамадан без уважительной причины, совершает большой грех, проявляет непокорность Аллаху и лишает себя большого вознаграждения и милости. Даже если человек проведет в посте всю свою жизнь, он не сможет возместить даже одного дня поста месяца Рамадан, пропущенного без уважительной причины. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу следующее: «Тот, кто, не будучи больным или не имея другой уважительной причины, пропустит один день поста месяца Рамадан, не сможет возместить его, даже если будет держать пост все дни подряд» (Абу Дауд, Саум, 38; Тирмизи, Саум, 27; Ибн Маджа, Саум, 14).

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle
Home