• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Если совершаешь покаяние, то делай это всей душой и сердцем..."

Время чтения: 2 мин
1988

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 61. Разъяснение того, что люди раскаяния (ахл-и тауба) – благороднейшие из людей и любят Бога

Кающийся человек страшится Великого [Господа] (кибрийа),
Следует он по стопам друзей [Аллаха] и пророков.

Его тело разбито, а сердце здорово,
Следует он с устремлением по пути Истинного (Хак).

Учись у него ты, упорствуй в покаянии,
Усердствуй в истине и покрывай ложь.

Что есть покаяние? Спокойствие души и тела,
Словно ручеек, текущий по лугу.

Какие бы ни были шипы и сухие ветки на пути, убирает [их оно].
Кающийся человек терпит и воспитывает душу.

Упомянул о кающихся в своем Слове [Аллах],
Освободил [Он] их от наказания за их [грехи].

Кто усердствует в покаянии в [этом] мире,
[Тот] имеет лицо белое, как [и другие] кающиеся.

Если совершаешь покаяние, то делай это [всей] душой и сердцем,
Сделай эти слова серьгами в своих ушах.

Если совершаешь покаяние, а затем нарушаешь его,
По природе своей ты порочен и, поистине, порочен в намерениях.

В конце концов, лицо твое почернеет от этого,
Осрамишься ты перед Истинным (Хак) в обоих мирах.

Если раскаиваешься, то делай это, как друг искренний,
Дабы спасти от ада тело и душу.

 

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle