«Если кто-то выберет иную религию, помимо ислама...»
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلاَمِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Если кто-то выберет иную религию, помимо ислама, у того она не будет принята (в Судный день), и в вечной жизни он окажется в убытке» (Али Имран, 85).
В соответствии с риваятом, переданным от Икримы, когда был ниспослан аят «Если кто-то выберет иную религию, помимо ислама, у того она не будет принята...», иудеи сказали: «Мы и есть мусульмане». Когда же Аллах Всевышний ниспослал аят: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они в состоянии проделать этот путь. А кто не уверует (тот пусть винит себя) – ведь Аллах не нуждается в мирах» (Али Имран, 97), то мусульмане совершили хадж, а неверующие оставшись сидеть, не стали совершать хадж.
Читайте также: Кто получит заступничество Пророка ﷺ в Судный день?
Муджахид и Судди говорили, что этот аят был ниспослан в отношении Хариса ибн Сувейда (брата Джуласа ибн Сувейда из ансаров), который вместе с двенадцатью своими товарищами совершил иртидад (вероотступничество) и присоединился к неверующим в Мекке [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/83].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса (р.а.) причина ниспослания этого аята связывается с 62-м аятом суры «аль-Бакара». В соответствии с этим риваятом сначала был ниспослан аят «Поистине, верующие и иудеи (община Мусы до прихода Исы), и христиане (община Исы до прихода Ислама), и сабии, которые уверовали в Аллаха и в Судный день, и совершали праведные деяния, – им (предназначена) награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аль-Бакара, 62), а вслед за ним был ниспослан аят «Если кто-то выберет иную религию, помимо ислама, у того она не будет принята (в Судный день), и в вечной жизни он окажется в убытке» [Табери, Джамиуль-Байан, 3/241].
Автор: Islam Today