«Если бы они попытались изгнать тебя с этой земли»: история ниспослания аята
قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ إِنَّهُ كَانَ بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا
وَإِن كَادُوا لَيَسْتَفِزُّونَكَ مِنَ الْأَرْضِ لِيُخْرِجُوكَ مِنْهَا وَإِذًا لَّا يَلْبَثُونَ خِلَافَكَ إِلَّا قَلِيلًا 76
«Если бы они угрозами попытались изгнать тебя с этой земли [Медины], то после твоего ухода они бы остались там ненадолго [и были бы уничтожены]» (аль-Исра, 76).
В риваяте от Судди говорится, что этот аят был ниспослан относительно планов мекканских многобожников по изгнанию Пророка ﷺ из Мекки. Такие же сведения дошли от Муджахида, Катады и Хасана.
Помимо этого, Катада говорил: «Если бы планы многобожников по изгнанию Пророка ﷺ из Мекки осуществились, никакой отсрочки для них не было бы, и долго бы после него они не прожили. Но, опередив их, Всевышний Аллах повелевает Своему Пророку переселиться в Медину, и он, повинуясь этому повелению, покидает Мекку».
История ниспослания аята: «Душа – из творений Господа. Вам дано знать об этом совсем мало»
قُلْ كَفَى بِاللَّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ إِنَّهُ كَانَ بِعِبَادِهِ خَبِيرًا بَصِيرًا
«Скажи [им]: «Достаточно Аллаха в качестве свидетеля между мною и вами. Поистине, Он знает все о Своих рабах и видит их» (аль-Исра, 96).
Согласно имеющимся сведениям, этот аят был ниспослан в ответ на слова безбожников из числа курайшитов, которые после ниспослания аята: «Я – просто человек и посланник [я не творю чудеса сам]», – сказали: «Тогда кто подтвердит, что ты послан богом?!»
وَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَدًا وَلَمْ يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَلَمْ يَكُن لَّهُ وَلِيٌّ مِّنَ الذُّلِّ وَكَبِّرْهُ تَكْبِيرًا
«И скажи: «Хвала Аллаху, у Которого нет сына и у Которого нет второго [бога] во власти [над миром]! Ему не нужен защитник от унижения [или помощник]». И возвеличивай Его наилучшим образом!» (аль-Исра, 111).
В риваяте от Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази, различные иснады которого приводят в своих тафсирах имам ат-Табари и Ибн Касир говорится: «Подражая иудеям и христианам, которые говорили: «У бога есть сын», – арабы (до прихода Ислама), совершая ритуальный обход вокруг Каабы, говорили: «Ляббяйка («я пред тобой, господь мой!»), ведь нет тебе равных, и нет у тебя никаких сотоварищей, за исключением одного, хотя ты являешься господом и его, и его власти тоже!»
В то же время сабии и огнепоклонники говорили: «Если бы у Аллаха не было помощников, его царство уже давно потерпело бы крах!» Относительно этого и был ниспослан этот аят».
Из книги "Асбабун-Нузуль"