Если бы Аллах захотел, то наставил бы их всех
وَإِن كَانَ كَبُرَ عَلَيْكَ إِعْرَاضُهُمْ فَإِنِ اسْتَطَعْتَ أَن تَبْتَغِيَ نَفَقًا فِي الأَرْضِ أَوْ سُلَّمًا فِي السَّمَاء فَتَأْتِيَهُم بِآيَةٍ وَلَوْ شَاء اللّهُ لَجَمَعَهُمْ عَلَى الْهُدَى فَلاَ تَكُونَنَّ مِنَ الْجَاهِلِينَ (35)
«И если тебя мучает их отрицание (Ислама и пренебрежительное отношение к тебе), то (даже) если ты найдешь проход в земле или лестницу на небо и принесешь им (чудесное) знамение (они все равно не уверуют). И если бы Аллах захотел, то наставил бы их всех (и они стали бы верующими). И не будь же из тех, кто не знает этого» (Аль-Ан’ам, 35).
В риваяте, переданном Абу Салихом от Ибн Аббаса, сообщается, что однажды, Аль-Харис ибн Амир ибн Науфаль с группой курайшитов пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, Мухаммад! Яви нам чудо, подобно тому. Как другие пророки являли чудеса своим народам. Если ты сделаешь это, то мы уверуем в тебя».
Читайте также: «Мы сделали их уши глухими»
Когда же Аллах Всевышний не ниспослал никакого чуда, то они отвернулись от посланника Аллаха ﷺ и ушли. Посланник Аллаха ﷺ очень тяжело воспринял это, так как всем сердцем желал, чтобы его народ уверовал. И тогда Аллах Всевышний ниспослал ему этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/32; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 12/207].
وَقَالُواْ لَوْلاَ نُزِّلَ عَلَيْهِ آيَةٌ مِّن رَّبِّهِ قُلْ إِنَّ اللّهَ قَادِرٌ عَلَى أَن يُنَزِّلٍ آيَةً وَلَكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لاَ يَعْلَمُونَ (37)
«Они (предводители неверующих из числа курайшитов, чтобы оправдать свое неверие) говорят: «А вот если бы ему было ниспослано знамение (чудо) от его Господа (кроме тех, что мы уже видели)!». Ответь (им, о Мухаммад): «Аллах, несомненно, способен ниспослать знамение (чудо)». Но большая часть их не знает (что каждое новое знамение может стать для них предвестием гибели)» (Аль-Ан’ам, 37).
Ибн Аббас говорил, что данный аят был ниспослан в отношении неверующих лидеров курайшитов [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/34].
قُل لاَّ أَقُولُ لَكُمْ عِندِي خَزَآئِنُ اللّهِ وَلا أَعْلَمُ الْغَيْبَ وَلا أَقُولُ لَكُمْ إِنِّي مَلَكٌ إِنْ أَتَّبِعُ إِلاَّ مَا يُوحَى إِلَيَّ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الأَعْمَى وَالْبَصِيرُ أَفَلاَ تَتَفَكَّرُونَ (50)
«Скажи (им, о Мухаммад): «(Вы просите особых чудес, но) я не говорю вам, что у меня – сокровищницы Аллаха, и я не (утверждаю, что) знаю тайное (кроме того, что Аллах пожелал открыть мне). И я не говорю вам, что я – ангел. И я следую только тому, что внушается мне в Откровении». Спроси (их): «Разве равны слепой и зрячий (верующий и неверующий, знающий и незнающий)? Почему бы вам не задуматься (об этом, чтобы эти размышления привели вас к вере)?»» (Ан’ам, 50).
В риваяте, переданном Абу Салихом от Ибн Аббаса, сообщается, что однажды, мекканцы сказали посланнику Аллаха ﷺ: «О, Мухаммад! Пусть Аллах ниспошлет тебе сокровищницу, чтобы ты стал богатым. Мы видим, что ты беден. Или пусть у тебя будет сад, плоды которого ты мог бы есть. Мы же видим, что голоден». И тогда был ниспослан этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 3/43].
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»
Фото: elements.envato.com/ru.
Автор: Islam Today