• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Двумя мирами он является, хотя и кажется лишь телом..."

Время чтения: 2 мин
1798

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.

Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.

Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 70. Разъяснение того, что мусульманин лучше всех людей, если только его глаза, уши, язык, руки и ноги подвластны [ему]

Мусульманин избранным из избранных Великим [Господом] является,

Следует он по стопам друзей [Аллаха] и пророков.

Хотя и видишь ты [его] одним, его сто тысяч,
Более того, описание его не поддается исчислению.

Поклоняется он Истинному (Хак) сердцем и верой чистой,
Хотя и [создан], как и ты, из воды и глины.

Подчинился он повелению Истинного (Хак),
Двумя мирами он является, хотя и кажется лишь телом.

Дела его целиком [соответствуют] шариату Пророка.
Заступником за сто тысяч мазхабов он является. 

Вселенную он видит целиком,
Однако на недостатки чьи-либо не обращен взор его.

Является он скрывающим атрибуты Великого [Господа].
В сущности мусульманина это от Создателя [исходит].

Разве он когда-нибудь прислушивается к сплетням?
Если глаза его будут видеть криво, то вырвет он их.

Уши разума он обратил к Нему,
Дабы обонянием своим почувствовать запах Его.

Посему обоняние его свежо благодаря запаху Истинного (Хак),
А язык его не занят пустословием.

[Рот] раскрывает для прославления Господа,
Поминовения произносит одно удивительнее другого.

Послушай ты, дабы стать сведущим,
Подобно мусульманину, обладателем тайн стать.

Если мусульманин таким делом занят,
Для него ислам даром Аллаха является.

Ведет он себя так, как я разъяснил.
Не дай Бог ему когда-нибудь стать другим. 

Посему мусульмане им гордятся
И благодаря таким деяниям его душу услаждают. 

Если он таким не будет, то тем (предметом гордости– прим. ред.) он не является..
Если ведет торговлю, то терпит убыток.

Устыдится он своего пути, несомненно,
Возненавидят его ислам и религия.

Поскольку слова его не отвечают делам,
Слова его возьми, а деяния оставь.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle