• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что такое джахилия на самом деле?

Время чтения: 5 мин
49943

Джахилия («неведение») – эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Пророка Мухаммада (мир ему). Более точно под джахилией подразумевается время жизни людей без пророка – между Исой/Иисусом (а.с.) и Мухаммадом (мир ему). В этом своем наиболее характерном значении корень «джхл» противостоит «и`лм», т.е. «знанию» в противоположность «невежеству». Кораническое упоминание «первой» джахилии (33:33), возможно, означает древнее язычество до появления христианства.

«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» (33:33).

Термин "джахилия" выражает важную концепцию Ислама – представление о резком разрыве его с предшествующей эпохой, с ее идеалам и обычаями. Предшествующее время и считается периодом неведения, сменившимся просвещенным временем Ислама. Прилагательное джахили чаще всего применяется по отношению к доисламским арабским поэтам и их поэзии. Термин «джахилия» в раннеисламскую эпоху противопоставляется не столько «знанию», сколько благоразумию (хилм) и означает грубость, жестокость, подчинение человека своим страстям и желаниям, беспорядочность жизни. В Коране термин «джахилия» как «языческое прошлое» сохранил оттенок именно такого смысла (например, «ярость джахилийская»).

«Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость – заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой и возложил на них (или сделал неразлучным с ними) слово богобоязненности (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха). Они заслуживали его более других и были достойны его. Аллах же знает о всякой вещи» (48:26). Однако в Новейшей истории значение понятия джахилия претерпевает определенные изменения, особенно в радикальных кругах.

Основоположником, или как уже принято говорить «классиком», псевдоисламского радикализма считается известный египетский идеолог Сайид Кутб (1906–1966) – прозаик, поэт, педагог и журналист, один из руководителей египетской организации «Братья-мусульмане». Идеологически он представлял экстремистское крыло этой организации. Концепция политического устройства мусульманского общества, изложенная Сайидом Кутбом в книгах «Социальная справедливость в исламе», «Вехи на пути» и «Под сенью Корана», вобрала в себя основные идеи современного псевдоисламского радикализма. Сайид Кутб продолжал идейную линию воинственного противостояния ислама с внешним миром, возникшую после смерти Пророка (мир ему) в трудах некоторых средневековых мусульманских авторов. Он так и не смог по достоинству оценить очевидные достижения современного мира в самых различных сферах и потому пропагандистки клеймил существующие социальные реалии как торжество джахилийи – духовного невежества.

Сайид Кутб делил человечество на мусульман, придерживающихся законов шариата, и «неверных», в число которых включал и большинство мусульман, не разделявших его взгляды. Он считал, что столкновение с государством неизбежно для торжества идеального исламского общества. По Сайиду Кутбу, мусульмане-националисты не знали ислама, подобно арабам-язычникам времен первоначальной джахилии. Как те поклонялись каменным идолам, так и современники Сайида Кутба, по его мнению, поклонялись символическим идолам, каковыми являлись нация, партия, социализм и т.д. Отвергая, таким образом, претензию националистов на создание новой истории, он отправлял их во мрак доисламских времен.

Сайид Кутб страстно взывал к «новому кораническому поколению», которое якобы сможет создать в современном мире новую – исламскую – общность на руинах национализма, подобно тому, как Пророк Мухаммад ( ) и его поколение построили общину правоверных на обломках разрушенного ими арабского язычества. Намереваясь развенчать национализм как идеал, Сайид Кутб оперировал двумя концептами, придуманными другим пакистанским радикалом Абу-ль-Аля Маудуди: «суверенитетом» («хакимийя») и «поклонением» («убудийя») – самодостаточными и, с точки зрения Кутба, критериями различения ислама и не-ислама, добра и зла, справедливости и несправедливости. В Коране Аллах делегировал человеку как Своему наместнику на земле право обустраивать мирскую жизнь: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника»» (2:30).

Однако концепция Саида Кутба провозглашала, что Аллах является не только единственным объектом поклонения для людей, но и единственным обладателем политической власти. То есть фактически отрицалось, что власть по Корану делегировалась Аллахом людям для обустройства общества. В рамках этой логики соучастие общественных институтов (нации, партии, армии, народа и т. д.), которые Саид Кутб называл «идолом, в обустройстве земной жизни», воспринималось крайне негативно, поскольку якобы приводило к воцарению зла, несправедливости, лжи, т.е. анти-ислама, и наконец джахилии. Будучи наследником традиции «Братьев-мусульман», Сайид Кутб трансформировал ее – отчасти вдохновляясь трудами своего пакистанского современника Абуль-Аля Маудуди, – чтобы сделать из этих идей собственный синтез более воинствующего и радикального свойства.

Если в классическом понимании Ислама джахилия это период до ниспослания Корана и пророчества Мухаммада ( ), то в представлении Сайида Кутба она охватывала весь современный ему мир, включая страны, считавшие себя мусульманскими. Ее следовало уничтожить, чтобы на ее руинах заново построить исламское государство (халифат). Отсюда способы установления идеального исламского общества через политическую борьбу и насилие. Сайид Кутб считал, что в «мнимых» мусульманских государствах, только насилием, возможно установить истинно исламскую власть.

Причем реализация такой концепции возможна, на его взгляд, лишь после физического захвата власти, и только потом возможно построение социальной справедливой модели общества. «Ислам и джахилия – это абсолютно несовместимые системы, между которыми невозможно какое-либо мирное сосуществование или постепенная трансформация джахилии в ислам. Восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилия, и участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина», – считал он. Введение понятия «джахилия» было отрицанием прежней практики движения «Братьев-мусульман», действовавших в гуще общества и не испытывавших глубокой неприязни к монархии, оно также подразумевало, что члены современного мусульманского сообщества более не считались истинно верующими.

По 7 сути речь шла об очень серьезном с точки зрения канонов ислама обвинении – такфире. Этот термин, происходящий от слова «куфр» («безбожие»), означает отлучение того, кто является (или считает себя) мусульманином, от общины правоверных – уммы. В глазах тех, кто следует букве исламского закона в его наиболее строгих интерпретациях, подобный безбожник уже не имеет предусмотренного шариатом права на защиту. Согласно религиозной формуле, «его кровь разрешена»...

Продолжение следует

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle