• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Путь к Аллаху: как его найти и как с него не сбиться?

Время чтения: 7 мин
30574

Истинной и единственной целью для каждого мусульманина является заслужить согласие Всевышнего и получить Его довольство. Аллах с помощью пророков указал нам самый короткий и прямой путь, который приводит к Нему. В Исламе этот путь называется “Сыратуль мустаким”.

В суре аль-Анам сказано следующее: “Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, - быть может, вы устрашитесь” [Сура аль-Анам 6:153].

Достижение этого прямого пути [сыратуль мустаким] вместе с милостью Бога еще связана с желанием, усердием и внутренней искренностью самого верующего. В самой первой суре аль-Фатиха слова: “Только тебе мы поклоняемся и только Тебя молим о помощи. Веди нас прямым путем” - указывают на то, самой первой просьбой раба перед Всевышним должен быть прямой путь. Читая суру аль-Фатиха, повторяющуюся в каждом ракаате намаза, раб просит у Всевышнего этот прямой путь.

Образ жизни человека, его вера, манеры и поведение, которые он считает признаком прямого пути и действительность - разные вещи. Об опасности такой ситуации говорится в суре аз-Зухуф: “Эти шайтаны не будут пускать их на путь Аллаха, а те будут считать, что они следуют прямым путем” [Сура аз-Зухуф 43:37].

А в суре ан-Нахль Всевышний предостерегает: “Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием, и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем” [Сура ан-Нахль 16:125].\

В Священном Коране определение “сыратуль мустаким” встречается 32 раза. Во многих местах оно встречается вместе со словами, которые являются производными от корня слова “хидайат” [руководство, поиски истинного пути]. Еще во многих аятах встречается в словосочетаниях “ровный путь”, “прямой из путей”, “путь приводящий в желаемому”, а также указывается как “путь приводящий к истине”.

В суре ан-Ниса Всевышний говорит: “Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!”

Таким образом, “сыратуль мустаким” разъясняется как путь Посланника Аллаха (мир ему), его сподвижников и халифов. Согласно Корану прямой путь в тоже время “сыратуллах” [путь Аллаха]. В 59-61 аятах суры Йасин Господь говорит: “Отделитесь сегодня, грешники! Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться шайтану, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это - прямой путь” [Cура аль-Йасин 36:59-61].

Все пророки понимали, что прямой путь — это истинное поклонение Всевышнему. В Священном Коране “сыратуль мустаким” используется еще в значении “суннатуллах” [сунна Аллаха].

В 125-126 аятах суры аль-Анам сказано: “Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует. Таков прямой путь твоего Господа. Мы уже подробно разъяснили знамения людям поминающим” [Сура аль-Анам 6:124-125].

Таким образом, достижение хидайата [руководство] к прямому пути в руках Всевышнего. Аллах чтобы направить человека на прямой путь ведущий к согласию и довольству Творца, обращается к нам через свои аяты:

“Эта Книга - верное руководство Аллаха, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает” [Сура аль-Зумар 39:23].

“Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда” [Сура аль-Исра 17:9].

Священный Коран — это такое средство спасения, что, не понимая его, не реализуя его заветы в жизнь, нам не удастся достичь правды, истины и самого Творца. Всевышний обращается к Пророку (мир ему): “Воистину, ты призываешь их на прямой путь” [Сура аль-Муминун 23:73].

И обращается к людям: “Если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путем” [Сура ан-Нур 24:54].

А в 44-45 аятах суры аль-Араф сказано: “Да пребудет проклятие Аллаха над беззаконниками, которые сбивали других с пути Аллаха, пытались исказить его и не верили в Последнюю жизнь” [Сура аль-Араф 7:44-45]. Таким образом, тех кто сошел с прямого пути или способствовал этому ждет проклятие Всевышнего.

На праведных людях, которые обладают тремя важными составляющими: знание, стремление и искренность лежит ответственность - они обязаны призывать к прямому пути. Об этом говорится в следующем хадисе-кудси переданном Муслимом:

“Тому человеку, который свидетельствует о прямом, есть столько награды, сколько ее получат те, кто последует по этому прямому пути. И ничего не убавится из той награды, которую они получат. А тому, кто призывает к заблуждению, предназначено столько греха, сколько тем, кто последовал по этому пути. И ничего не убавится из того греха, которую они получат”.

В 17-18 аятах суры аз-Зумар Всевышний говорит нам о том, как достичь прямого пути: “Для тех, которые избежали поклонения тагуту [шайтану] и обратились к Аллаху, есть благая весть. Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это - те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом” [Сура аз-Зумар 39:17-18].

“Сыратуль мустаким” — это путь уверовавших людей. И первым условием является наличие имана [вера]:

“Воистину, Аллах наставляет уверовавших на прямой путь” [Сура аль-Хадж 22:54],

“Кто крепко держится за Аллаха, тот действительно наставлен на прямой путь” [Сура Алю Имран 3:101],

“Тех, которые уверовали в Аллаха и крепко ухватились за Него, Он введет в Свою милость и щедрость и поведет к Себе прямым путем” [Сура ан-Ниса 4:175].

Те, у кого отсутствует иман, не могут находиться на прямом пути: “Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто не уверовал в знамения Аллаха, и им уготованы мучительные страдания” [Сура ан-Нахль 16:104]

Основным условием для нахождения на прямом пути является вера в Ислам: “Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем” [Сура аль-Джинн 72:14]. Чтобы заслужить довольство Всевышнего, необходимо за это бороться и полностью предаться Богу. Ибо в Священном Коране говорится:

“Явились к вам от Аллаха свет и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь” [Сура аль-Маида 5:15-16].

Еще одним условием нахождения на прямом пути является защита основ Ислама и пребывание в границах Ислама. Одно из этих условий — это Сунна Пророка (мир ему). Для нахождения на прямом пути, необходимо чтобы слова и действия соответствовали Сунне. Путь к Творцу закрыт за исключением тех, кто идет по стопам Посланника Аллаха (мир ему) и следует его Сунне. Невозможно находиться на прямом пути пренебрегая Сунной Пророка (мир ему).

Чтобы оставаться на прямом пути очень важно иметь связь с божественной волей и делать дуа. Всевышний повелевает: “Делайте дуа, и Я отвечу”. Следовать этому предписанию является условием нахождения на прямом пути. Давайте и мы обратимся ко Всевышнему с искренней дуа:

О Всевышний, позволь нам куда бы мы ни пошли приносить с собой лишь мир. Пусть мы будем соединяющими, а не разделяющими. Позволь нам сеять добро -там где ненависть, прощение - там где унижение, веру - там где страх, надежду - там где отчаяние, свет - там где тьма и радость - там где печаль.

О Всевышний, помоги нам быть из тех, кто не ищет недостатков, а прикрывает их; кто не просит утешения, а утешает; кто не ждет понимания, а оказывает понимание; кто не ищет любовь, а дает любовь. Позволь нам быть из тех, кто как дождь никого не различая, приносит жизнь туда, куда изливается; кто как солнце никого не различая, своим светом озаряет все сущее; кто как земля, которая никого не отвергает, кто ходит по ней, дает каждому благодать; кто как ночь скрывает все изъяны и недостатки, позволяя земле отдохнуть.

Осчастливь нас в вечной жизни позволив присоединиться в ряды вновь рожденных, чьи руки не брали, а давали; прощали и поэтому прощены; родились со Всевышним, жили со Всевышним и умерли со Всевышним.

 

Islam-today

Социальные комментарии Cackle