«Среди людей нет никого, кроме вас, кто поминал бы Аллаха в такое время»
لَيْسُواْ سَوَاء مِّنْ أَهْلِ الْكِتَابِ أُمَّةٌ قَآئِمَةٌ يَتْلُونَ آيَاتِ اللّهِ آنَاء اللَّيْلِ وَهُمْ يَسْجُدُونَ (113) يُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَيَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَأُوْلَئِكَ مِنَ الصَّالِحِينَ (114) وَمَا يَفْعَلُواْ مِنْ خَيْرٍ فَلَن يُكْفَرُوْهُ وَاللّهُ عَلِيمٌ بِالْمُتَّقِينَ (115)
«Не все они (иудеи и христиане) одинаковы. Среди людей Писания есть община, которая на прямом пути. Они читают аяты Аллаха по ночам, совершая земные поклоны. Они верят в Аллаха и в Судный день, призывают к благому, запрещают порицаемое и спешат совершать добрые дела. Они – из числа праведников. Что бы из добра они ни сделали, их не лишат этого (и их награда не будет уменьшена). Аллах знает богобоязненных» (Алю Имран, 113-115).
1) Ибн Аббас и Мукатиль говорили: когда некоторые иудеи, такие, как Абдуллах ибн Салям, Саляба ибн Са`йа, Усайд ибн Са`йа и некоторые другие приняли ислам, то иудейские раввины сказали: «В Мухаммада уверовали лишь самые скверные из нас. Если бы они были лучшими из нас, то никогда не отступили бы от религии своих отцов и не приняли бы другую веру».
А затем обращаясь к тем, кто принял ислам, они сказали: «Вы стали предателями и изменниками, променяв свою религию на другую. Вы стали неверующими и потерпели убыток». И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты. В соответствии с риваятом, переданным от Ибн Джурайджа, иудеями, принявшими ислам были: Абдуллах ибн Салям и его брат Са`ляба ибн Салям, Са`йа, Мубашшир, а так же сыновья Ка`ба Асад и Усайд.
2) В соответствии с риваятом, переданным от Ата`, эти аяты были ниспосланы в отношении 40 человек из Наджрана, 32 эфиопов и 3 (в другом риваяте 8) византийцев, принявших ислам. В отношении этих же людей был ниспослан 199 аят этой суры.
3) До того, как посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, среди ее жителей были те, кто придерживался единобожия, например, Асад ибн Зурара, Бера ибн Марур, Мухаммад ибн Масляма и Абу Кайс ибн Сырма ибн Сырма. Эти люди при половом осквернении совершали полное омовение и следовали религии Ибрагима в той мере, в какой им позволяли знания. Когда же посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, то они немедленно уверовали в него.
4) В соответствии с риваятом, переданным от имама Ахмада и Абдуллаха ибн Масуда, однажды ночью посланник Аллаха ﷺ задержался с совершением ночного намаза, а потом вошел в мечеть. Увидев, что его сподвижники ожидают намаз сидя в мечети, он сказал: «Никто из людей, кроме вас, в это время не поминает Аллаха».
Читайте также: Уроки суры ан-Ниса: «Шайтан хочет увести их далеко (от истинного пути)»
И тогда был ниспослан аят «Что бы из добра они ни сделали, их не лишат этого (и их награда не будет уменьшена). Аллах знает богобоязненных».
Ибн Масуд говорил: Этот аят был ниспослан по поводу «Атама-намаза», который совершали мусульмане и не совершали другие люди писания. Однажды ночью посланник Аллаха ﷺ задержал совершение ночного намаза. Затем он пришел в мечеть и увидел, что некоторые из его сподвижников ожидают ночного намаза. Сообщая им радостную весть, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Среди людей нет никого, кроме вас, кто поминал бы Аллаха в такое время». И тогда Аллах Всевышний ниспослал эти аяты.
Автор: Islam Today