На каких женщинах запретил жениться Аллах в Коране?
وَلاَ تَنكِحُواْ الْمُشْرِكَاتِ حَتَّى يُؤْمِنَّ وَلأَمَةٌ مُّؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ وَلاَ تُنكِحُواْ الْمُشِرِكِينَ حَتَّى يُؤْمِنُواْ وَلَعَبْدٌ مُّؤْمِنٌ خَيْرٌ مِّن مُّشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ أُوْلَئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ وَاللّهُ يَدْعُوَ إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ (221)
«И не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Поистине, верующая рабыня лучше (свободной) язычницы, даже если (ее красота поразила вас и) она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока те не уверуют. И, поистине, верующий невольник лучше (свободного) язычника, даже если он понравился вам. Они (неверующие) зовут в Ад, а Аллах зовет (вас) в Рай и к прощению по Его воле. Он объясняет людям Свои аяты, чтобы они приняли наставление» (Бакара, 221).
Передается от Ибн Аббаса: для освобождения некоторых мусульман, оказавшихся в Мекке в плену, посланник Аллаха ﷺ отправил туда Марсада ибн Абу Марсада Канназа аль-Ганеви. О приезде Марсада в Мекку услышала и одна женщина по имени Анак, которая во времена джахилии (невежества) была его подругой. Когда Марсад стал мусульманином, то он порвал с Анак.
В этот раз Анак сама пришла к Марсаду и выразила желание быть с ним. Марсад сказал ей: «Ислам является преградой между мной и тобой. Но если хочешь, я могу жениться на тебе. Вернувшись в Медину, я спрошу об этом у посланника Аллаха ﷺ и попрошу у него разрешения жениться на тебе».
Женщина спросила: «Что это? Неужели я наскучила тебе?», а затем начала громко кричать, призывая на помощь (как будто бы Марсад хотел ее изнасиловать). Подоспевшие на ее крик люди избили Марсада. Когда Марсад, закончив свои дела в Мекке, вернулся в Медину, то он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал, что Анак ему очень нравиться и может ли он жениться на ней.
И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «И не женитесь на язычницах, пока они не уверуют...» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/245].
Этот риваят Ибн Аббас, Абу Давуд, Насаи и Тирмизи приводят в качестве причины ниспослания другого аята, а именно 3 аята суры ан-Нур. В соответствии с этим риваятом, препятствием для женитьбы Марсада на Анак было не то, что она являлась многобожницей, а то, что она являлась распутной женщиной.
В риваяте, переданном от Судди, говорится: Данный аят был ниспослан в отношении Абдуллаха ибн Раваха. У него была чернокожая невольница. Однажды он очень сильно разозлился на нее и дал пощечину. Затем сожалея и раскаиваясь в том, что ударил ее, он пришел к посланнику Аллаха ﷺ и все рассказал ему.
Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «О, Абдуллах! Кто она (мусульманка или нет)?».
Абдуллах ответил: «О, посланник Аллаха! Она соблюдает пост, совершает намаз и очень хорошо делает омовение. Она свидетельствует о том, что Аллах является единственным Богом, и что ты – Его посланник».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Значит она – уверовавшая невольница».
Абдуллах сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я сейчас же пойду дам ей свободу и обязательно женюсь на ней», после чего он сделал то, о чем говорил.
Однако некоторые мусульмане стали упрекать его за то, что он женился на невольнице, пусть даже и освобожденной. Эти слухи стали стремительно распространяться, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Также было сказано, что данный аят был ниспослан в отношении Хузайфы ибнуль-Ямана, женившегося на своей чернокожей невольнице по имени Ханса при обстоятельствах схожих с теми, которые упоминаются в рассказе об Абдуллахе ибн Раваха.
Хузайфа сказал ей: «О, Ханса! Несмотря на то, что ты чернокожая невольница низкого роста, твое имя упоминается в Маляу-а`ля. Аллах Всевышний упомянул о тебе в ниспосланном откровении», после чего он даровал ей свободу и женился на ней [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 3/47].
Некоторые муфассиры чтобы как-то совместить хадис Марсада с хадисом Абдуллаха ибн Равахи, сказали, что та часть аята в которой говорится «И не женитесь на язычницах, пока они не уверуют...» был ниспослан по поводу желания Марсада жениться на Анак; а та часть аята в которой говорится «Поистине, верующая рабыня лучше (свободной) язычницы, даже если (ее красота поразила вас и) она понравилась вам» была ниспослана в связи с женитьбой Абдуллаха ибн Равахи на своей невольнице [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/246].
Фото: elements.envato.com.
Автор: Islam Today