«Аллах знает обо всем, что вы делали»: история ниспослания аята
الَّذِينَ تَتَوَفَّاهُمُ الْمَلَائِكَةُ ظَالِمِي أَنفُسِهِمْ فَأَلْقَوُا السَّلَمَ مَا كُنَّا نَعْمَلُ مِن سُوءٍ بَلَى إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ
«Те, кого ангелы умертвили, когда они причиняли зло самим себе [будучи неверующими], проявят [притворную] покорность: [и скажут] «Мы [на протяжении всей нашей жизни] не делали ничего плохого». [И тогда Всевышний Аллах скажет им:] «О нет [это не так]! Поистине, Аллах [хорошо] знает обо всем, что вы делали [и Он воздаст вам за это по заслугам]» (Ан-Нахль, 28).
В риваяте от Икримы говорится: «(После переселения Посланника Аллаха ﷺ и остальных мусульман в Медину) в Мекке оставались люди, которые будучи мусульманами, не переселились.
В день сражения при Бадре они оказались вынуждены сражаться на стороне многобожников и были убиты. Именно относительно них был ниспослан аят: «Те, кого ангелы умертвили, когда они причиняли зло самим себе [будучи неверующими]…»
Коран: сочинение человека или Божественное Послание?
مَن كَفَرَ بِاللَّهِ مِن بَعْدِ إِيمَانِهِ إِلَّا مَنْ أُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْإِيمَانِ وَلَكِن مَّن شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِّنَ اللَّهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – кроме тех, кто был принужден [неверующими] к этому [произнесению слов неверия], при этом в его сердце сохранялась крепкая вера – а тем, кто добровольно совершил неверие – им гнев Аллаха и [в вечности] великое наказание» (Ан-Нахль, 106).
Муджахид рахимахуллахи говорил, что этот аят был ниспослан относительно не сумевших переселиться и вынужденно оставшихся в Мекке мусульманах.
Когда мусульмане написали им письмо, в котором говорилось: «Переселяйтесь. Иначе мы не можем считать вас одними из нас», – те, собравшись, вышли в дорогу. Но многобожники, догнав их, вернули обратно в Мекку, где под пытками заставили отречься от веры.
По словам Мукатиля рахимахуллахи, аят: «… а тем, кто добровольно совершил неверие – им гнев Аллаха и [в вечности] великое наказание», – был ниспослан относительно ‘Абдуллаха ибн Са‘да ибн Сарха аль-Кураши, Микъяса ибн Субабы (или Дубабы), ‘Абдуллаха ибн Анаса ибн Хатала, Ту‘мы ибн Убейрика, Кейса ибн аль-Валида ибн аль-Мугиры и Кейса ибн аль-Факиха аль-Махзуми.
Из книги "Асбабун-Нузуль"