Аллах скор в расчете: какое наказание уготовано прелюбодеям?
00:00
إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللّهِ الإِسْلاَمُ وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوْتُواْ الْكِتَابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَاءهُمُ الْعِلْمُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ وَمَن يَكْفُرْ بِآيَاتِ اللّهِ فَإِنَّ اللّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
«Поистине, (единственная истинная) религия для Аллаха – это ислам. Те, кому была дана Книга, разошлись во мнениях лишь после того, как к ним пришло знание, и из-за зависти одних к другим. Кто не поверил в аяты Аллаха, то (пусть знает, что) поистине, Аллах скор в расчете» (Алю-Имран, 19).
Абу Сулейман ад-Димашки говорил: «Иудеи утверждали, что только иудаизм является истинной религией, а христиане утверждали, что только христианство является истинной религией. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят».
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ أُوْتُواْ نَصِيبًا مِّنَ الْكِتَابِ يُدْعَوْنَ إِلَى كِتَابِ اللّهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ يَتَوَلَّى فَرِيقٌ مِّنْهُمْ وَهُم مُّعْرِضُونَ
«Разве ты (о Мухаммад) не видел, как тех, кому была дана доля из (священных) книг, призывают к Книге Аллаха, чтобы (по ней) рассудить их (выяснить, кто из них прав, а кто нет), однако некоторые из них отворачиваются (от нее) и они – отказывающиеся (принимать ее законы)?».
В том, что касается причины ниспослания данного аята, возникли разногласия. А именно: Судди говорил: «Посланник Аллаха (с.а.с.) призвал иудеев к исламу. Один из них по имени Нуман ибн Эвфа сказал: «Пойдем к христианским священникам и пусть они вынесут решение».
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет, наоборот, давай обратимся к решению книги Аллаха». Нуман ибн Эвфа продолжал упорствовать на своем, говоря: «Нет, мы непременно должны обратиться за решением к христианским священникам». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/362).
В риваяте, переданном Саидом ибн Джубайром и Икримой от Ибн Аббаса сообщается, что Ибн Аббас говорил: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) вошел в дом, в котором группа иудеев читала Тору, и призвал их к Аллаху (к истинной религии Аллаха). Среди этих иудеев были два человека, одного из которых звали Нуайм (или Нуман) ибн Амр, а второго Харис ибн Зейд, которые обратившись к посланнику Аллаха (с.а.с.) спросили: «О, Мухаммад, а какой религии следуешь ты?».
Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Я следую религии Ибрагима». Они сказали: «Ибрагим же был иудеем». Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Давайте обратимся к Торе и пусть она станет судьей между мной и вами», но иудеи не приняли его предложения. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Табери, Джамиуль-Байан, 3/145; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 70).
Кельби говорил, что этот аят был ниспослан по поводу наказания для двух жителей Хайбара из числа иудеев, которые совершили прелюбодеяние (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 70). Фахруддин ар-Разы приводит развернутый риваят, касающийся данной истории, переданный от Ибн Аббаса.
В этом риваяте говорится о том, что один мужчина и одна женщина из числа иудеев совершили прелюбодеяние. Они оба были знатного происхождения. В их книге говорилось, что наказанием за прелюбодеяние является смертная казнь путем забивания камнями.
Читаем вместе: «Прелюбодеяние имеет 6 последствий, 3 из которых проявятся в этом мире, а 3 – в будущей жизни»
Однако в этот раз иудеи не захотели забивать камнями за прелюбодеяние людей знатного происхождения, и в надежде на то, что в их религии есть какое-то исключение или возможность избежать этого, пришли с этим вопросом к посланнику Аллаха (с.а.с.).
Однако посланник Аллаха (с.а.с.) в отношении обоих вынес решение о забивании их камнями. Тогда иудеи сказав: «О, Мухаммад! Этим своим решением, ты причинил нам зло. У нас нет такого наказания, как забивание камнями», отвергли это решение.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть судьей между нами будет Тора. В ней есть раджм (забивание камнями за прелюбодеяние). Кто самый знающий из вас?». Они сказали: «Абдуллах ибн Сурийа из Фадака». Привели Ибн Сурийу и приготовили Тору.
Читая Тору и дойдя до аята, в котором говорится о забивании камнями за прелюбодеяние, Ибн Сурийа попытался прикрыть это место рукой и пропустив его, продолжить читать далее, но Абдуллах ибн Салям сказал ему: «О, посланник Аллаха! Он пропустил тот аят, в котором упоминается раджм», и, подняв руку Ибн Сурийи, все присутствующие увидели аят, в котором говорилось о раджме (забивании камнями).
Это интересно: О двух видах людей, совершающих молитву
Посланник Аллаха (с.а.с.) приказал применить в отношении прелюбодеев наказание, указанное в Торе, и их забили камнями. Это очень разозлило иудеев, и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/366; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 7, 216-217).
В тафсире 93 аяты суры Али Имран, Бухари описывает это событие следующим образом: передаётся от Ибн Умара, что однажды иудеи привели к посланнику Аллаха (с.а.с.) мужчину и женщину, совершивших прелюбодеяние. Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «Что вы делаете с теми, кто совершает прелюбодеяние?». Иудеи ответили: «Мы выкрашиваем им лица в черный цвет и бьем их».
Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у них: «Разве в Торе вы не видите предписания забивать камнями совершивших прелюбодеяние?». Иудеи ответили: «Нет, мы не видели ничего подобного». Тогда Абдуллах ибн Салям сказал им: «Вы лжете! Если вы правдивы в своих словах, то принесите Тору и прочтите ее».
Иудеи принесли свитки Торы и открыли их. Священник, читавший Тору, закрыл рукой аят о раджме, прочитав предыдущий и последующий аяты. Абдуллах ибн Салям сделал ему знак, чтобы он поднял руку. Когда священник поднял руку, Абдуллах ибн Салям спросил: «А это что? Разве это не аят, в котором говорится о раджме (забивании камнями)?». Увидев это, иудеи вынуждены были сказать: «Это аят, в котором говорится о раджме».
После этого посланник Аллаха (с.а.с.) приказал забить камнями мужчину и женщину, совершивших прелюбодеяние. Их казнили недалеко от Масджидун-набави, на том месте куда приносили тела умерших, для совершения джаназа-намаза.
Ибн Умар сказал: «Я видел, как казнили этих двух иудеев, забив их камнями. Мужчина склонился над женщиной, стараясь защитить ее от камней» (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/366; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 7, 216-217).
Наккаш указывал на то, что данный аят был ниспослан в отношении группы иудеев. Сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) призвал их к исламу, но они в ответ сказали: «Мы более тебя достойны истинного пути. Аллах посылал пророков исключительно из числа сынов Исраилевых», тем самым отвергнув пророчество посланника Аллаха (с.а.с.).
Тогда посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тогда принесите Тору и посмотрим, в ней упоминаются мои качества». Но иудеи не приняли этого предложения, и в связи с этим и был ниспослан этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/367; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 4/33).
Из книги «Асбабун-Нузуль»
Автор: профессор, доктор Бадреддин Четинер