«Аллах – наш покровитель, а у вас нет покровителя»
وَلاَ تَهِنُواْ فِي ابْتِغَاء الْقَوْمِ إِن تَكُونُواْ تَأْلَمُونَ فَإِنَّهُمْ يَأْلَمُونَ كَمَا تَأْلَمونَ وَتَرْجُونَ مِنَ اللّهِ مَا لاَ يَرْجُونَ وَكَانَ اللّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا (104)
«И не проявляйте слабости в поисках (и преследовании) неприятельского войска. Если вы страдаете (от ран и трудностей), то они тоже страдают, как и вы. Но вы надеетесь (получить) от Аллаха то, на что они не надеются (награду в вечной жизни). И Аллах – Знающий, Мудрый» (Ан-Ниса, 104).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, говорится: после того, как в день битвы при Ухуде с мусульманами произошло то, что произошло, посланник Аллаха ﷺ и его сахабы забрались на гору. Абу Суфьян подошел к подножию горы и прокричал: «О, Мухаммад! Рана за рану. Войны так и идут – попеременно. Один день побеждаете вы, в другой день побеждаем мы».
Посланник Аллаха ﷺ, обратившись к своим сахабам, сказал: «Ответьте ему».
Они сказали: «Между нами нет никакого равенства. Наши погибшие – в Раю, а ваши – в Аду».
Абу Суфьян прокричал: «У нас есть Узза, а у вас нет Уззы».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ответьте ему: «Аллах – наш покровитель, а у вас нет покровителя».
Абу Суфьян прокричал: «Возвеличься, о, Хубаль! Возвеличься, о, Хубаль!».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ответьте ему: «Аллах самый великий и самый высочайший»».
Абу Суфьян сказал: «Пусть местом следующей нашей встречи будет Бадр ас-Сугра (малый Бадр)».
В тот день мусульмане заснули, будучи ранеными. Икрима говорил: там и был ниспослан аят: «Если вас ранили (в битве при Ухуде), то ведь и других (неверующих) тоже ранили (в этой битве или же при Бадре). Мы чередуем дни (побед и поражений) для людей (иногда побеждаете вы, а другой раз – ваши враги), чтобы Аллах выявил верующих и сделал бы некоторых из вас мучениками...», а также аят: «И не проявляйте слабости в поисках (и преследовании) неприятельского войска. Если вы страдаете (от ран и трудностей), то они тоже страдают, как и вы. Но вы надеетесь (получить) от Аллаха то, на что они не надеются (награду в вечной жизни). И Аллах – Знающий, Мудрый».
Ибнуль-Джавзи говорил, что когда после завершения битвы при Ухуде мусульманам было приказано преследовать Абу Суфьяна, то они стали жаловаться на свои раны и бессилие, и данный аят был ниспослан в ответ на эти их жалобы. Однако это мнение Ибнуль-Джавзи не опирается на мнение кого-либо из сахабов или муфассиров.
Как уже было указано при разъяснении причин ниспослания 172-го аята суры Али Имран в котором говорится: «(Верующие – те) которые ответили на призыв Аллаха и (Его) Посланника после того, как их ранили. Тем, кто делал добро и боялся Аллаха, – великая награда», когда Абу Суфьян со своим войском вынужден был вернуться в Мекку после битвы при Ухуде, то в качестве приказа был ниспослан аят «И не проявляйте слабости в поисках (и преследовании) неприятельского войска», чтобы продемонстрировать многобожникам, что силы мусульман не иссякли. И вне всяких сомнений, что данный аят касается не только той конкретной ситуации, но имеет общий смысл, охватывающий все военные походы.
Автор: Islam Today