Аллах – единственный и наряду с Ним нет ничего
Фото: imagedb.com/ shutterstock.com
– Как можно подумать, что нечто скрывает Его, тогда как Он виден и очевиден для всякой вещи?
Пояснение: Аллах виден и очевиден для всех творений. Каждая вещь знает и восхваляет Его на языке своих состояний. Но это могут понять лишь арифы.
«Его прославляют семь небес, земля и все, кто в них (все творения). Нет ничего, что не прославляло бы Его, восхваляя, однако вы не понимаете их прославлений (потому что они не на вашем языке)» (аль-Исра, 44).
كيفيتصورأن يحجبهشئوهوأقربإليكفي كلشئ
– Как можно представить, что нечто скрывает Его, тогда как Он существовал до появления всего?
Пояснение: Он в предвечности (азаль) был явленным Сам для Себя (би-нафсихи). Все существующее появилось в результате Его творения. Он, по сути, не нуждается в ком-то другом, чтобы быть явленным. Ему не нужно, чтобы кто-то знал о Нем. Когда дела обстоят таким образом, ничто другое не может его скрыть.
Размышления – зеркало: как понять хороший ты человек или плохой
كيفيتصورأن يحجبهشئوهوالذي أظهرلكلشئ
– Как можно представить, что нечто скрывает Его, тогда как Он более явный, чем всякая вещь?
Пояснение: Скрытость, невидимость (хафи) Аллаха связана с Его слишком сильной явностью. Он невидим по причине Своего величия, Своей грандиозности (кибрийя). Он настолько явен и близок, что не может быть увиден.
وَنَحْنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَبْلِ الْوَرِيدِ
«Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).
Близость Аллаха не в смысле расстояния, а в смысле знания и охвата.
Фото: YuriArcursPeopleimages /elements.envato.com/ru
كيف يتصور أن يحجبه شئ وهو الواحد الذي ليس معه شئ
– Как можно представить, что нечто скрывает Его, тогда как Он – единственный и наряду с Ним нет ничего?
Пояснение: Аллах обладает абсолютным бытием (ваджибуль-вуджуд). Он извечен и вечен и сам по себе неизменен (бизатихи каим). А существование всего остального зависит от воли Аллаха.
Все то, чье бытие не является абсолютно необходимым, по сути, не существуют в полном смысле этого слова. Несуществующая вещь не может Его скрывать.
وكيف يتصور أن يحجبه شئ وهو الذي الظاهر قبل وجودكلشئ
– Как можно представить, что нечто скрывает Его, тогда как Он ближе к тебе, чем что-либо другое?
Пояснение: Как было упомянуто выше, Его близость заключается в знании и охвате. Не в смысле расстояния… Ибо Аллах не ограничен местом и расстояниями. Аллах Всевышний видит всё: и скрытое, и явное.
3 степени ихласа: «Искренность – одна из Моих тайн, и Я дарую ее Моим любимым рабам»
وكيف يتصور أن يحجبه شئ ولولاه ما كان وجود كل شئ
ياعجباً كيف يظهرالوجود في العدم. أم كيفيثبت الحادثمعمن
لهوصفالقدم
– Как можно представить, что нечто скрывает Его? Ведь если бы не Он ничего бы не возникло. Удивительно! Как может Сущее проявиться в несуществующем? И как появившееся (позже) пребывает рядом с Тем, Кто обладает атрибутом Вечности!
Пояснение: Кто привязан сердцем к тому, что не существует в полном смысле этого слова, тот не в состоянии увидеть обладающего абсолютным бытием Аллаха. Бытие и небытие не могут находиться рядом. Если вечное и бренное окажутся рядом, временное исчезнет, вечное останется.
Один человек рядом с Джунайдом аль-Багдади (к.с.) произнес «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху) и не договорил «раббиль-алямин» (Господу миров). Джунайд аль-Багдади (к.с.) сказал ему: «Договори, брат!»
Человек сказал: «Разве имеют какую-то ценность все миры рядом с Аллахом?»
Джунайд аль-Багдади (к.с.) сказал: «А ты всё же скажи, ибо если бренное и вечное окажутся рядом, то бренное уйдет, а вечное останется навечно».
Фото: Garakta-Studio / elements.envato.com/ru
Из книги «Хикам аль-Атайя»