• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему имам Шафии не ел досыта на протяжении 20 лет?

Время чтения: 2 мин
4291

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767-820 гг. по григор.) – выдающийся исламский ученый, мухаддис и факих. Сообщается, что он родился в 150 году по хиджре – в год смерти имама Абу Ханифы (да помилует их Аллах).

Относительно жизни и благородных качеств этого великого имама ученые написали различные книги, из которых «Манакиб аш-Шафии» (аль-Байхакый), «Манакиб аль-имам аш-Шафии» (Фахр ад-Дин ар-Рази) и «Адаб аш-Шафии ва манакибуху» (Ибн Абу Хатим ар-Рази). В них собраны различные мнения имама аш-Шафии относительно того или иного вопроса, его биография, отношения к различным течениям, благородные качества и интересные случаи из его жизни.

Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) был настоящим аскетом (захидом), ведь те сообщения от ученых, что приводятся о нем, показывают нам, как слаба была его связь с бренным миром, и насколько сильно он стремился к счастью в мире вечном. ар-Раби' сообщает, что имам аш-Шафии делил ночь на три части. В первую часть ночи он занимался чтением и написанием книг. Вторую часть он спал, а в третью часть ночи – совершал ночную добровольную молитву.

Хусейн аль-Карабиси рассказал: «Я ночевал у имама аш-Шафии 18 ночей. В каждую из них я наблюдал за ним. Третью часть ночи он проводил в молитве, однако он не превышал в чтении Корана 50 аятов. Иногда бывало, что он читал сто аятов (не уточняется в одном ракаате или в намазе). Каждый раз, когда он читал аят о милости Всевышнего, он просил у Аллаха помиловать его и мусульман. Когда же он читал аят о наказании Аллаха, то он просил для себя и для мусульман спасения».

Аль-Хумейди говорил: «Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) прочитывал за месяц Коран тридцать раз, а в месяц Рамадан – 60 раз, и это не считая того, что он прочитывал во время молитвы».

Сам же он говорил: «Я не ел до насыщения в течение 20 лет». Комментируя эти его слова, имам аль-Байхакый сказал: «Это потому, что сытость вызывает черствость и лень, а также препятствует пониманию».

Аль-Хумейди говорит: «Однажды имам аш-Шафии прибыл из Саны в Мекку. С собой у него было 10 тысяч динаров, что на то время было большими деньгами. Достигнув Мекки, он установил свою палатку за чертой города, и каждому, кто приходил к нему, он непременно давал что-нибудь. В итоге у него ничего не осталось из денег».

Ар-Раби' передал, что однажды имам шел по рынку на своем осле. У него упала плетка, которую поспешил подобрать один мальчик. Вытерев ее об свою рубаху, он протянул ее имаму. В качестве благодарности имам повелел своему слуге: «Дай ему все, что у тебя есть из денег», а у него было около десяти динаров.

Эти сообщения показывают, насколько имам был отрешен от этого мира и привязан к миру вечному, насколько он был щедрым и благородным человеком. Именно подобные качества являются причиной величия исламских ученых, а не количество заученной информации и написанных книг. Ведь сколько было тех, кто составлял труды и требовал знания, но память о них исчезла с их смертью, а из их книг ничего до нас не дошло.

«Манакиб аль-имам аш-Шафии», Фахр ад-Дин ар-Рази, 352

Социальные комментарии Cackle